Первый роман Виктора Гюго, получивший название «Собор Парижской Богоматери», был опубликован 16 марта 1831 года в Париже. В этом произведении автор воскресил бурную жизнь французской столицы 15 века. События романа развиваются в Париже на фоне собора Нотр-Дам де Пари, который является как бы действующим лицом романа. И это не случайно: Нотр-Дам де Пари - не только географическое, но и духовное «сердце» Парижа.
Над своей книгой Гюго работал с 25 июля 1830 года по 14 января 1831 года, с перерывом в несколько месяцев, совпавшим с разразившейся в Париже революцией. По мнению критиков «Собор Парижской Богоматери» и архаичен, и современен. Чтение этого романа в отрочестве, в молодости, в зрелом возрасте - всегда откровение.
Это произведение по праву считается настоящим шедевром романтического романа. В нем Гюго перелистал книгу веков и влил в нее жизнь, полную той правды и остроты, которая зажигает читателя. Он дал контраст чудовищного - Квазимодо, и прекрасного - Эсмеральда, поднял чудовищное до прекрасного и так пришел к торжеству добра.
В русском переводе отрывки из романа появились уже в год его выхода в свет, в «Московском телеграфе», и продолжали публиковаться в 1832 году в журнале «Телескоп». Из-за цензурных препятствий русский перевод полностью появился не сразу. Первый полный перевод «Собора Парижской Богоматери» появился в журнале братьев Достоевских «Время» только в 1862 году, а в 1874 году был переиздан отдельной книгой.
В дальнейшем были изданы переводы Е. И. Конради, С. М. Ющевского, В. Л. Ранцова, Э. К. Ватсона, под редакцией Э. Пименовой, К. Г. Локса, Н. А. Коган. Последний считается самым тиражируемым на территории бывшего СССР.
В последние годы наблюдаются переиздания более ранних переводов, ставших редкими, например, Э. А. Пименовой, издан в подарочном варианте в 2012 году в серии «Книга в подарок», затем переиздан в 2014 году в более бюджетном варианте «Всемирная классика приключений».
Также издавались сокращенные пересказы для детей Т. М. Пименовой, М. Белоус. В 1978 году Робер Оссеин по этому роману поставил одноименный мюзикл, четверть века спустя перенесенный на сцену Московского театра оперетты.