Манифест о трёхдневной барщине Павла I был издан 16 апреля 1797 года, в день коронации Императора. Согласно этому документу, впервые со времени появления в России крепостного права, юридически ограничивалось использование крестьянского труда в пользу господского двора, государства и помещиков тремя днями в течение каждой недели и запрещалось принуждать крестьян к работе в воскресенье.
Манифест имел одновременно религиозное и социальное значение, поскольку запретил привлекать зависимых крестьян к работе в воскресенье, этот день предоставлялся им для отдыха и посещения церкви, и способствовал развитию самостоятельных крестьянских хозяйств. Манифест специально устанавливал, что оставшиеся три рабочих дня предназначались для работы крестьян в собственных интересах.
Пересматривая отдельные идеи Жалованной грамоты матери Павла I Екатерины II «на права, вольности и преимущества благородного российского дворянства», Манифест стал началом процесса ограничения крепостного права в Российской империи. Примечательно, что Манифест был издан в первый же день царствования Павла I сразу после церемонии коронации. В этот же день отмечался главный православный праздник - Пасха.
Барщинное хозяйство Российской империи второй половины XVIII века являлось наиболее интенсивной формой эксплуатации крестьянского труда и, в отличие от оброчной системы, вело к предельному закабалению и максимальной эксплуатации крестьян. Крепостные крестьяне не были законодательно ограждены от произвольной эксплуатации помещиков и отягощения крепостничества, принявшего формы, близкие к рабству.
Угроза серьёзного кризиса сельского хозяйства в результате подрыва производительных сил страны, а также стремительно растущее недовольство крестьянства требовали законодательной регламентации крестьянских повинностей и ограничения крепостного права.
Павел Петрович еще до воцарения понимал необходимость реформирования крепостного права, он предпринимал реальные меры для улучшения положения крестьян в своих личных имениях в Гатчине и Павловске. Он уменьшил и сократил крестьянские повинности, разрешил крестьянам уходить на промыслы в свободное от барщинных работ время, выдавал крестьянам ссуды, построил новые дороги в селах, открыл два бесплатных медицинских госпиталя для своих крестьян, построил несколько бесплатных школ и училищ для крестьянских детей.
Тем не менее, Манифест о трёхдневной барщине так и не стал историческим прорывом. Слабость редакции этого закона, отсутствие грамотного и компетентного подхода к его реализации со стороны правительственных структур, жесткая оппозиция дворянско-помещичьих кругов и нерешительность самодержавия привели к почти полному краху идей трёхдневной барщины.
Манифест о трёхдневной барщине стал первой попыткой самодержавия ограничить рост крепостного права, пресечь помещичьи злоупотребления и защитить крестьянские интересы, облегчив тяжёлое положение крестьянства.
Самодержавный режим, законодательно регламентировав крепостническую эксплуатацию и установив для неё определённые нормы и рамки, которые должен был соблюдать российский помещик, фактически, взял крепостных крестьян под свою защиту, давая понять, что не считает их абсолютной собственностью помещиков.
Манифест объективно способствовал некоторому подрыву позиций института крепостничества. Вместе с другими государственными законами, посвящёнными проблемам крестьянского вопроса, Манифест медленно расшатывал устои крепостного права и создавал необходимую правовую базу для развертывания дальнейших процессов модернизации и ограничения крепостничества.