На заседании Французской академии 11 марта 1878 года состоялась демонстрация собравшемуся научному сообществу фонографа Томаса Эдисона, патент на изобретение которого он получил буквально за месяц до этого. Ведущим демонстрации был сотрудник изобретателя, один из пионеров телефонии, разработчик первой в мире телефонной станции на два десятка абонентов, венгерский инженер Тивадар Пушкаш.
Пушкаш показал уважаемому научному сообществу, как при воспроизведении записи звука игла, двигающаяся по канавке, передает колебания на упругую мембрану, которая излучает звук. Все сначала шло гладко, но оказалось, что не все светила французской науки адекватно восприняли «говорящую машину». На демонстрации произошел курьезный случай.
Когда из коробки раздался голос, профессор-филолог Жан Буйяр вскочил со своего места и, подбежав к бедняге Монселю, принялся яростно его душить, приговаривая: «Негодяй! Вы думаете, мы позволим чревовещателю надувать нас?! Как вы могли поверить мошеннику, внушающему, что презренный металл может воспроизводить благородные звуки человеческой речи?».
Публичная демонстрация фонографа в оперном театре прошла 4 мая 1878 года. Изобретение стало поразительным событием того времени. Когда фонограф впервые публично демонстрировался в России, хозяин «говорящей механической бестии» был привлечен к суду и приговорен к трем месяцам тюрьмы и большому денежному штрафу за «мошенничество».
Вскоре фонографы стали очень популярны в США и Европе. Этому способствовали множество записей музыки популярных исполнителей, например, итальянского тенора Энрико Карузо, созданных появившимися звукозаписывающими компаниями. Успех повлек за собой появление все новых моделей.
Во Франции появились фонографы с увеличенной скоростью вращения. Звукоснимающая игла двигалась в такой модели от центра к периферии. Швейцарские производители стали специализироваться на маленьких переносных фонографах.