Премьера художественного фильма Мериана Купера «Кинг Конг» прошла в Соединенных Штатах 2 марта 1933 года. В дебютный уикенд картина установила новый рекорд кассовых сборов. Ей удалось собрать 90 тысяч долларов. За все время проката картина заработала 2,3 млн долларов.
«Кинг-Конг» - художественный фильм 1933 года, в котором впервые появился один из самых популярных персонажей массовой культуры XX века. В СССР фильм впервые был показан в 1970 году в московском кинотеатре «Иллюзион».
В начале 1930-х годов было предпринято несколько попыток повторить успех немого фильма «Затерянный мир» по роману Артура Конан Дойла, объединив в одном фильме людей и доисторических чудовищ. Мериан Купер и Эдгар Уоллес предложили экранизировать сюжет о путешествии на далекий остров, населенный динозаврами, с которого удается привезти в Нью-Йорк гигантскую доисторическую обезьяну.
Следует отметить, что «обезьянья тематика» вообще довольно активно эксплуатировалась в американском кино рубежа 1920-1930-х годов как часть пользовавшихся популярностью в межвоенный период в массовой культуре приключенческих и публицистических историй о малоизведанных тропических районах Африки. Так же как тропическая Африка перекликалась с египтоманией, гориллы стояли в одном смысловом ряду с мумиями.
Большой популярностью на Бродвее пользовались сходные по сюжету пьесы Ральфа Спенса «Горилла» и Адама Ширка «Обезьяна», экранизированная с разным успехом в 1934 в 1940 годах режиссером Уильямом Нейем. «Убийство на улице Морг» с Белой Лугоши в главной роли, «Убийства в зоопарке» с Лайонелом Этуиллом так же перекликались с популярным мотивом, персонажи-гориллы есть и в полу-пародийной экранизации повести Абрахама Меррита снятой Бенджамином Кристенсеном «Семь ступеней к сатане», и так же в фильме Тода Броунинга «Несвятая троица».
Однако наибольшее сходство сюжет Купера и Уоллеса имеет с этнически-эксплуатационным приключенческим фильмом «Ингаги», о приключениях экспедиции, разыскивающей племя африканцев, поклоняющихся горилле и приносящей ей в жертву женщин. Именно успех этого фильма сподвиг руководство RKO инвестироваться в проект. Сценарий должен был писать Эдгар Уоллес, но он внезапно скончался, успев сделать лишь общие сюжетные наброски. Окончательно сценарий доводили Джеймс Крилман и Рут Роуз.
Существенной частью фильма должны были стать анимационные спецэффекты, к созданию которых был привлечен Уиллис О’Брайен, работавший и на съемках «Затерянного мира». Впервые в истории кинематографа он использовал раннюю технику «блуждающей маски» для наложения игровых и анимационных фрагментов, что позволило ему показать в одном кадре и живых актеров, и изображаемых куклами монстров.
Другой особенностью фильма был революционный подход к музыкальному оформлению - музыка Макса Стайнера постоянно сопровождает и эмоционально окрашивает экранное действие, что не было еще обычной практикой. Производство фильма обошлось в 670 тысяч долларов.
Создатели и актерский состав фильма «Кинг Конг»
Режиссеры - Мериан К. Купер, Эрнест Б. Шодсак
Сценарий - Мериан К. Купер, Эдгар Уоллес, Джеймс Эшмор Крилмен, Рут Роуз, Леон Гордон
Продюсеры - Дэвид О. Селзник, Мериан К. Купер, Эрнест Б. Шодсак
Актеры - Фэй Рэй, Роберт Армстронг, Брюс Кэбот, Фрэнк Рейхер, Сэм Харди, Ноубл Джонсон, Стив Клементе, Джеймс Флавин, Кинг Конг
Операторы - Эдвард Линден, Дж. О. Тейлор, Вернон Л. Уокер, Кеннет Пич
Композитор - Макс Штайнер
Художники - Кэрролл Кларк, Альфред Херман, Уолтер Планкетт, Томас Литтл, Рэй Мойер
Монтаж - Тед Чизмен
Жанр - ужасы, фантастика, приключения
Бюджет - 670 000 $
Студии - RKO Radio Pictures Inc.
Сборы в США - 2 513 540 $
Зрители - 7 800 000
Премьера - 2 марта 1933 года