В рамках торжеств в честь трехсотлетия Петербурга 31 мая 2003 года состоялось официальное открытие воссозданной Янтарной комнаты в Екатерининском дворце. Работа царскосельских реставраторов была принята российско-германским экспертным советом с оценкой «отлично».
Впервые янтарь в отделке комнат использовал архитектор Андреас Шлютер в берлинском Большом королевском дворце. По одной из версий он же считается и автором проекта Янтарного кабинета, осуществлению замысла которого способствовала королевская коллекция янтаря.
В Россию Янтарный кабинет попал в 1716 году, когда Вильгельм I преподнес его Петру I в качестве дипломатического подарка, скрепившего союз государств в Северной войне. Кабинет был установлен лишь в 1743 году для убранства официальной резиденции Елизаветы Петровны в Зимнем дворце. Комната располагалась на 100 кв.м, где среди зеркал разместились 40 кв.м янтаря и картины из флорентийской мозаики. Вся работа велась под руководством архитектора Растрелли и лепных дел мастера Мартелли.
Во время Великой Отечественной войны Янтарная комната была вывезена немцами в Кенигсберг, где выставлена для всеобщего обозрения в одном из залов Кенигсбергского замка. А весной 1945 года при отступлении германской армии комнату демонтировали и вывезли в неизвестном направлении. Поиски, начатые уже во время войны и продолжавшиеся много лет, ничего не дали.
В 1979 году Совет Министров РСФСР принял решение о воссоздании Янтарной комнаты в былом ее великолепии, и с этой целью была организована «Царскосельская янтарная мастерская». На основе 86 черно-белых фотографий, акварельного рисунка и предметов коллекции янтаря, в годы войны вывезенной в тыл, коллективу мастеров удалось восстановить янтарный декор, насчитывающий не один десяток оттенков.
Сложный и долгий путь реконструкции позволил максимально достоверно воспроизвести художественный облик произведения. Эта работа не имеет аналогов в мировой практике. В 2000 году министр по делам культуры ФРГ Науман передал России ряд предметов подлинной Янтарной комнаты, обнаруженных в Потсдаме, и прежде всего 2 фрагмента флорентийской мозаики.
Тогда специалистам представилась редкая возможность сравнить уже воссозданное произведение с оригиналом. Они оказались практически идентичны. Также в Россию вернулся янтарный комод, занимавший одно из центральных мест в меблировке комнаты.