Колокольня Джотто во Флоренции была заложена 19 июля 1334 года. Стоящая отдельно от кафедрального флорентийского собора Санта-Мария-дель-Фьоре и баптистерия Сан-Джованни, она является одним из ярчайших примеров флорентийской готической архитектуры. Скульптурное убранство кампанилы - самое важное произведение Итальянского треченто, демонстрирующее изысканное смешение монументальности и готической трепетности.
Авторами кампанилы были три мастера: Джотто, сделавший общий проект и закончивший первый ярус, Андреа Пизано, в 1340-х годах поставивший следующий ярус с высокими окнами-бифоре, и, наконец, Франческо Таленти, достроивший кампанилу и облицовавший ее тремя разными видами мрамора.
Фундамент башни был заложен еще в 1298 году Арнольфо ди Камбио, главным архитектором близлежащего собора, строительство которого было начато на два года раньше. Однако через четыре года архитектор умер, и возведение башни было прервано больше чем на 30 лет.
Дело, начатое ди Камбио, продолжил известный Джотто ди Бондоне, на тот момент ему было 67 лет. Он сосредоточил все свои силы и энергию на строительстве колокольни для собора. Первый камень был заложен 19 июля 1334 года. Проект Джотто сочетался с полихромией собора, примененной Арнольфо ди Камбио, и придавал башне такой вид, как будто бы она была «нарисованная». В своем проекте архитектор также использовал технику кьяроскуро и некоторые формы перспективы вместо чертежа строго по линиям.
В 1337 году Джотто умер, успев построить лишь нижний ярус. С трех сторон он украшен барельефами в шестиугольных панелях, по семь штук с каждой стороны. Во время расширения входа в 1348 году две панели были перемещены на пустую северную сторону, и лишь позже, в 1437 году, там появились пять панелей, выполненных Лукой делла Роббиа.
Число «семь» имеет особое значение в библейском смысле: оно символизирует человеческую способность к самосовершенствованию. Установить точное авторство панелей довольно сложно: какие-то приписываются Джотто, а другие могли быть выполнены Андреа Пизано.
В 1343 году строительство башни продолжил Андреа Пизано, создавший южные ворота флорентийского баптистерия. Возводя колокольню, он скрупулезно следовал чертежам Джотто. Он построил следующие два яруса с четырьмя нишами с каждой их стороны. Строительные работы прекратились в 1348 году, когда во Флоренцию проникла Черная смерть.
Пизано в свою очередь сменил архитектор Франческо Таленти, который построил верхние три уровня с большими окнами и завершил колокольню в 1359 году. При нем она была облицована тремя типами мрамора: белый мрамор был привезен из Каррары, красный - из Монсуммано-Терме и Сиены, а зеленый - из Прато.
Таленти не стал ставить шпиль на ее вершине, что было в планах Джотто: из-за этого проектная высота башни была снижена с 122 метров до 84,7 метров. С вершины башни открывается захватывающая панорама на всю Флоренцию и окружающие ее холмы. Чтобы подняться на колокольню, нужно преодолеть 414 ступеней.
Основание скульптуры украшено барельефами ведущих скульпторов Ренессанса: во втором ярусе - панно Джотто, в третьем - 16 статуй, многие из которых принадлежат Донателло - оригиналы сегодня перемещены в Музей собора и заменены копиями.