Свой последний концерт Ференц Лист дал 19 июля 1886 года в Люксембурге - за 12 дней до своей смерти. Жизнь композитора могла бы стать сюжетом приключенческого романа. В ней было все: слава, встречи с гениями, романтическая любовь, ставшая вызовом обществу, противостояние филистерской косности, подлинные трагедии - например, ранняя смерть сына и дочери, и наконец - принятие духовного сана в 54 года.
Впрочем, ни это обстоятельство, ни жизненные невзгоды не мешали творчеству - ни композиторскому, ни исполнительскому. Первым учителем музыки для Ференца Листа стал его отец - чиновник в администрации князя Эстергази. Он же позаботился о начале его исполнительской карьеры: с 9-летнего возраста «маленький чудо-музыкант» покоряет своим искусством знатных слушателей.
Но отец понимает, что не может дать многое талантливому сыну - и везет мальчика в Вену, где Ференц не только вызывает восторги публики, но и учится фортепианной игре у Карла Черни, теории - у Антонио Сальери. Свои первые произведения Лист создал в подростковом возрасте. Была среди них и опера - «Дон Санчо, или Замок любви» - но не этот жанр определил творческий облик композитора.
На первом плане всегда была для него фортепианная музыка - очень часто программная. Композитор словно стремится «схватить» и зафиксировать в звучании фортепиано все богатство мира, в котором он живет - будь то литература, живопись, природа.
Но назвать Листа исключительно композитором-пианистом - как Шопена - все же нельзя: его симфоническое творчество не уступает фортепианному. В определенной степени это связано с его исполнительским стилем.
Этому пианисту, который - по свидетельству современников - мог за один концерт разбить три рояля, словно было тесно в рамках своего инструмента: фортепиано звучало у него, как оркестр, не случайно он создавал фортепианные транскрипции симфонических произведений и фрагментов из опер. Симфоническое же его творчество тоже тяготеет к программности - нередко философской. Стихия страсти, проявляющаяся здесь не в меньшей степени, чем в фортепианной игре, сметает границы симфонического цикла, рождается новый жанр - симфоническая поэма.
Как истинный сын эпохи романтизма, Ференц Лист испытывал благоговение к национальным корням: 19 «Венгерских рапсодий», Венгерские национальные мелодии для фортепиано, фортепианный цикл «Венгерские исторические портреты», симфоническая поэма «Венгрия».