Впервые всемирно известный пианист Ференц Лист выступил 7 марта 1824 года в Париже. На тот момент юному пианисту было всего 12 лет, тем не менее, благодаря этому выступлению Лист приобрел колоссальную славу и успех. Ференц Лист был величайшим пианистом 19 века. Его эпоха была расцветом концертного пианизма, а сам он был в авангарде этого процесса, имея безграничные технические возможности.
Выступая на концертах в Вене, еще совсем юный Лист производил сенсацию среди венской публики. Во время одного из них Бетховен после блестящей импровизации Ференца в каденции одного из своих концертов поцеловал его. Лист вспоминал об этом всю жизнь.
Лист, которому в ту пору еще не исполнилось и тринадцати лет, покорил французскую публику в первом же своем выступлении в Париже 7 марта 1824 года. В концерте для фортепьяно с оркестром дирижер - знаменитый композитор Джоакино Россини - был настолько впечатлен игрой маленького пианиста-виртуоза, что порой забывал давать указания своим музыкантам.
Все парижские газеты на следующий день буквально захлебывались от восторга. Одна из них написала: «Душа Моцарта переселилась в тело юного Листа. Он еще едва достает до педалей рояля, но он уже первый пианист Европы». Заработок Листа за это выступление составил около пяти тысяч франков, что позволило ему и его отцу впервые освободиться от материальных забот.
Как композитор Лист сделал массу открытий в области гармонии, мелодики, формы и фактуры. Создал новые инструментальные жанры - рапсодия, симфоническая поэма. Сформировал структуру одночастно-циклической формы, которая намечалась у Шумана и Шопена, но не была развита.
Лист активно пропагандировал идею синтеза искусств, единомышленником его в этом был Вагнер. Он говорил, что время «чистых искусств» закончилось. Если Вагнер видел этот синтез в связи музыки и слова, то для Листа он более связан с живописью, архитектурой, хотя и литература играла большую роль.
Отсюда такое обилие программных произведений: «Обручение» по картине Рафаэля, «Мыслитель» - скульптура Микеланджело на надгробии Лоренцо Медичи и множество других. В дальнейшем идеи синтеза искусств нашли широкое применение. Лист верил в силу искусства, которое может влиять на массы людей. С этим связана его просветительская деятельность.
Лист вел педагогическую деятельность. К нему в Веймар приезжали пианисты со всей Европы. В своем доме, где был зал, давал им открытые уроки, причем никогда не брал за это денег. Среди других его посетили Бородин, Зилоти и д’Альбер.
Дирижерской деятельностью Лист занялся в Веймаре. Там он ставил оперы, исполнял симфонии. Среди литературных работ - книга о Шопене, книга о музыке венгерских цыган, а также множество статей, посвященных актуальным и глобальным вопросам.