В марте 1564 года повелением Ивана Васильевича IV и благословением митрополита всея Руси Макария вышла первая русская точно датированная книга «Апостол». В результате Иван Федоров и Петр Мстиславец вошли в историю как русские первопечатники. Но работа их началась за год до этого события. Из послесловия к «Апостолу» известно, что работа над книгой велась в течение года. Она была начата 28 апреля 1563 года.
Столь долгое время объясняется тем, что для напечатания «Апостола» необходимо было отлить шрифты, а также изготовить оборудование. Довольно продолжительное время заняла и подготовка текста «Апостола». В редактировании текста принимал участие митрополит Макарий.
Отпечатанная Иваном Федоровым и Петром Мстиславцем первая датированная книга стала образцом для последующих изданий. Исследователи установили, что, хотя первопечатники и использовали технику набора, верстки, печати, аналогичную анонимным изданиям, трудились они в самостоятельной типографии.
«Апостол» - богослужебная книга, содержащая части Нового Завета - «Деяния» и «Послания святых апостолов», - собрание общих и воскресных прокимнов, прокимнов для особых служб и аллилуиариев - отдельных стихов из Псалтири или других книг Священного писания. Книга имеет специальную разметку на «зачала» - фрагменты для чтения при различных богослужениях. В основном, зачала Апостола предваряются словом-обращением «Братие».
Во время церковного богослужения Апостольские зачала возглашает преимущественно специальный чтец, реже - диакон. Если в службе участвуют два диакона - второй. В то же время священник имеет возможность, благословив, допустить к чтению Апостола любого мирского прихожанина, в том числе - женщину.
Апостол читается на Божественной литургии Иоанна Златоуста и Божественной литургии Василия Великого в части, называемой Литургией оглашенных, после Трисвятого, до чтения Евангелия. Апостол может читаться на Литургии Преждеосвященных Даров. Читается он во время службы Великих часов и некоторых молебнов, во время совершения некоторых Таинств.
Крайне редко, но все же бывает чтение Апостола во время утрени и даже во время вечерни. Перед чтением Апостола возглашается один или два прокимна, а после чтения трижды исполняется аллилуиарий.