Премьерой оперы Козловского на слова Потемкина «Взятие Измаила или Зельмира и Смелон» в имении графа Николая Шереметева 22 июля 1795 года открылся театр-дворец «Останкино». Влияние идей театральности ощущалось во всем: роскошь соседствовала с бутафорией, парадный двор напоминал сценическое пространство в окружении флигелей-кулис, интерьеры сменяли как картины в спектакле.
Во время приемов, проходивших в Останкино, после спектакля в том же зале давался бал, а затем следовал ужин в Египетском павильоне. Театральная труппа, состоявшая из крепостных графа, насчитывала до 300 актеров, певцов и музыкантов, что позволяло ей успешно соперничать с императорским театром.
Ее репертуар включал более сотни опер, комедий, балетов, в том числе произведения французских и итальянских композиторов - Гретри, Монсиньи, Паизиелло, Пиччини. Примадонной оперы была блистательная Прасковья Жемчугова, крепостная актриса, ставшая впоследствии супругой графа Шереметева.
В настоящее время Останкино - единственный в России театр 18 века, сохранивший сцену, зрительный зал, гримировочные комнаты и часть механизмов машинного отделения. Театр дошел до нас в виде бального зала «воксала» и до реставрации дворца, которая началась в 2013 году, использовался для постановки старинных опер и проведения камерных концертов.
Впервые деревня Осташкино, позднее - Останкино, упоминается в письменных источниках середины XVI века: в межевой книге 1558 года указан размер подушной подати крестьян. Эта местность также встречается в духовной грамоте Ивана Грозного 1572 года в качестве завещания его четвертой жене Анне Колтовской.
История самой усадьбы начинается с 1584 года, когда Останкино перешло во владение хранителю государственной печати, дьяку Василию Щелкалову. При нем в имении был построен боярский дом, посажена роща и заложена деревянная церковь, освященная во имя Святой Троицы. Щелкаловские здания были уничтожены в Смутное время, до настоящего времени сохранился лишь вырытый при нем пруд.
Усадьба, боярский дом и Троицкая церковь были восстановлены князем Иваном Черкасским, которому Останкино было пожаловано в 1601 году и оставалось вотчиной его рода более 120 лет. Унаследовавший земли племянник князя Яков Черкасский обустроил в Останкино охотничьи угодья, а его сын Михаил вместо обветшавшей деревянной церкви велел возвести каменную.
В 1743 году княгиня Варвара, единственная дочь канцлера Российской империи Алексея Черкасского, вышла замуж за графа Петра Шереметева, объединив два знатных российских рода. Вошедшая в приданое усадьба принадлежала Шереметевым вплоть до 1917 года.
Поскольку Петр Шереметев регулярно жил в своей родовой усадьбе в Кускове, Останкино при нем было хозяйственной вотчиной. По его указанию на этой территории организовали регулярный сад квадратной формы, выстроили теплицы и оранжереи, в которых выращивались лимоны, персики, гранаты, миндаль, фиговые и оливковые деревья.
Расцвет усадьбы связан с Николаем Петровичем Шереметевым, который сделал Останкино своей летней резиденцией и создал театральную труппу, состоявшую из более чем 300 человек. При нем Останкино стало одним из самых красивых усадебных ансамблей России. Николай Шереметев был человеком высокообразованным, увлекался искусством и идеями Просвещения. Он решил воплотить в России одну из этих идей: построить «пантеон искусств» - здание, которое бы совмещало в себе театр, картинную галерею и библиотеку.
В 1792 году в Останкине началось строительство дворца-театра по проекту архитекторов Франческо Кампорези, Ивана Старова и Винченцо Бренна. Открытие театра состоялось в июле 1795 года. Реализацией проекта и оформлением занимались крепостные зодчие Шереметева - Павел Аргунов, Григорий Дикушин и Алексей Миронов.
Здание было построено из дерева в классическом стиле. В специальном помещении с бельэтажем часто ставились спектакли, исполняемые крепостными актерами театра Шереметева. На сцене в то время играла известная актриса, бывшая крепостная, а впоследствии жена Николая Шереметева - Прасковья Жемчугова.
В Останкино в разное время побывали многие именитые гости, в том числе польский король Станислав Август Понятовский, российские императоры Елизавета Петровна, Павел I и Александр I. Сохранились сведения о том, что в Останкинском дворце Александром II был подписан проект закона об отмене крепостного права. Во второй четверти XIX века графская усадьба начала постепенно приходить в упадок. С 1890-х приусадебная территория Останкино начала застраиваться дачами.
После 1918 года дворец был национализирован, а 1 мая 1919 года открыт для посещения в качестве музея. В 1938 году учреждение было переименовано в «Останкинский дворец-музей творчества крепостных», потому что сам дворец и его интерьеры были оформлены крепостными зодчими и художниками Шереметевых, а труппа театра состояла из актеров, находившихся в личной зависимости.
С 1992 года бывшее имение Шереметевых носит название Московский музей-усадьба Останкино. Коллекции музея разнообразны и состоят как из личных вещей графов Шереметевых, так и предметов, собранных после революции. В частности, до закрытия на реконструкцию здесь были представлены коллекция русского портрета XVIII-XIX веков, собрание золоченой и наборной мебели XVIII - первой половины XIX века, собрание русского, европейского и восточного фарфора и другие коллекции. Общий фонд музея насчитывает порядка 20 тысяч различных предметов.
В начала 1980-х годов музей стал возрождать театральную и концертную деятельность. С 1996 года в Останкине ежегодно проводится театрально-музыкальный фестиваль «Шереметьевские сезоны». С февраля 2013 года усадьба закрыта на реконструкцию, одна из основных задач - сохранить деревянные стены дворца. С начала реконструкции во дворце были проведены противоаварийные работы: крыша закрыта металлической кровлей, а в залах укреплены плафоны. Временем открытия усадьбы назначен 2020 год.