На Капитолийском холме в Риме, в Сенатском дворце, где в наши дни заседает Муниципальный совет, 8 апреля 1341 года был увенчан лавровым венком 36-летний Франческо Петрарка. Это действо было совершено в знак признания его лучшим поэтом и непревзойденным знатоком античной литературы. Это событие считается началом Кватроченто — нового этапа эпохи Возрождения.
Это событие было знаковым: именно так после тысячелетнего перерыва возродилась древняя греко-римская традиция увенчания лаврами выдающихся личностей. Кстати, предложение провести такую «коронацию» прислала Петрарке и парижская Сорбонна, но он предпочел Рим.
Однако, перед церемонией, триумфатора предварительно проэкзаменовал по классической филологии неаполитанский король Роберт Мудрый. Он был поражен познаниями автора сонетов к Лауре, за что и подарил Петрарке подбитую горностаем пурпурную мантию для церемонии. Многие историки культуры считают, что именно с этой символической даты началась эпоха Возрождения.
Для истории музыки огромное значение имели различные итальянские стихи Петрарки - мадригалы, секстины, канцоны, сонеты. Впервые их положили в основу своих светских сочинений, преимущественно мадригалов, уже композиторы XIV века. Особенно интенсивно стихи Петрарки озвучивали мадригалисты XVI - начала XVII веков, среди которых Адриан Вилларт, Киприан де Роре, Лука Маренцио, Клаудио Монтеверди.
С окончанием эпохи Возрождения интерес музыкантов к Петрарке угас, но с новой силой разгорелся у романтиков XIX века. Изредка к ним обращались композиторы и в XX веке - А. Шенберг. Серенада, op. 24: iv-sonett von petrarca.