Явление Казанской иконы Божией Матери, почитаемая чудотворной,произошло 21 июля 1579 года. Она является одной из самых чтимых икон Русской православной церкви. Как пишет современник событий патриарх Гермоген, после пожара в Казани, уничтожившего часть города, десятилетней Матроне во сне явилась Богородица, велевшая откопать ее икону на пепелище и она была найдена в указанном месте на глубине около метра.
День явления Казанской иконы ныне ежегодный общецерковный праздник в Русской Православной Церкви. На месте явления иконы был построен Богородицкий девичий монастырь, первой монахиней которого стала Матрона, принявшая имя Мавры.
До 1630-х годов икона почиталась местно, в Казанской епархии, хотя еще в 1579 году список с Казанской иконы был отправлен в Москву царю Ивану Грозному. Митрополит Казанский Гермоген составил «Повесть и чюдеса Пречистые Богородицы, честнаго и славнаго Ея явления образа, иже в Казани». Согласно этому источнику, чудеса от иконы начались еще при ее перенесении с места явления во храм: исцелились двое слепых, участвовавших в процессии.
В 1606 году митрополит Гермоген стал Патриархом Московским и всея Руси, сыграв особую роль в преодолении Смуты. К началу 1611 года для большинства людей, как патриотов, так и интервентов и изменнического боярского правительства, он стал главой патриотического движения. Патриарх Гермоген благословил первое народное ополчение, призванное освободить Москву от польско-литовской оккупации.
Когда ополчение стояло под стенами Москвы, протопоп Благовещенского собора Казани привез «список с явленного образа» Казанской иконы. Казаки встретили образ без должного почтения, что описано в «Новом летописце» 1630-х годов. Первое ополчение потерпело неудачу, распавшись после убийства казаками его главы Прокопия Ляпунова 22 июля 1611 года.
Последняя грамота патриарха Гермогена в Нижний Новгород и Казанскому митрополиту Ефрему, направленная в конце августа 1611 года с призывом твердо стоять «за Пречистой дом, и за чудотворцов, и за веру», послужила мощным импульсом к созданию второго ополчения.
Осенью того же года протопоп Казанского Благовещенского собора находился с иконой в Ярославле в ожидании возможности сплавиться вниз по Волге в Казань. Прибывшая в это время из Нижнего Новгорода рать князя Дмитрия Пожарского «пожелала иметь икону с собою, а в Казань послали список с нее».
История перемещений списков иконы в это время запутана и не может быть восстановлена с точностью. В описываемое время в Ярославле уже существовал женский монастырь в честь Казанской иконы Божией Матери, где имелся собственный список с чудотворной иконы, явленный еще в 1588 году.
У Новодевичьего монастыря 22 августа 1612 года началось решающее сражение Второго ополчения с войсками гетмана Ходкевича, которое завершилось поражением польских войск, несмотря на их численное превосходство. «Руководители Второго ополчения истолковали явление иконы под Новодевичьем монастырем как то чудо, благодаря которому Новодевичий монастырь был взят и освобожден от части гарнизона польско-литовских войск. И затем она действительно сопровождала Второе ополчение».
Эта победа Пожарского предопределила падение польско-литовского гарнизона Московского кремля, который через два месяца сдался. Переговоры о сдаче начались 22 октября, а 27 октября народное ополчение торжественно вступило в Кремль. Казанская икона была поставлена в приходском храме Пожарских - церкви Введения на Лубянке, во Псковичах - и по инициативе князя в Москве было установлено местное празднование иконе 22 октября.
Общегосударственное почитание иконы стали вводить в конце 1620-х годов в связи с подготовкой к новой войне с поляками за освобождение Смоленска, покровительницей которого считалась другая икона типа «Путеводительница». В это время на средства князя Пожарского на Красной площади был построен новый храм в честь иконы, куда был перенесен с Лубянки ее «московский» список. После разрушения Казанского собора в 1936 году этот список был перенесен в Богоявленский Елоховский собор.
В 1649 году по случаю рождения в 1648 году на праздник «чудотворныя иконы Казанския, во время всенощного пения» наследника престола царевича Димитрия царь Алексей Михайлович повелел праздновать 22 октября Казанской иконе «во всех городах по вся годы». В подтверждение нового статуса иконы при Коломенском царском дворце была заложена домовая церковь в честь Казанской иконы.
В продолжение последующих 150 лет десятки официально чтимых местных списков Казанской иконы распространились по многим епархиям Русской церкви. Казанской иконе ныне посвящены сотни храмов и монастырей, разбросанных по бывшим провинциям Российской империи.
В 1768 году императрица Екатерина II украсила оклад Казанской иконы Богородицы в Казанском Богородицком монастыре своей бриллиантовою короной. К XIX веку казанский образ почитался в России не меньше, чем древние иконы Владимирская и Смоленская. В конце XX века получили распространение городские легенды о связи иконы с митрополитом Гор Ливанских Илией и об особой роли иконы в Великой Отечественной войне.
В ночь на 12 июля 1904 года из Богородицкого монастыря Казанская икона Божией Матери была похищена вместе с образом Спасителя в драгоценных ризах. Обе иконы были украшены драгоценностями на сумму до 100 тысяч рублей, были похищены также деньги из свечных ящиков. Похитителя нашли: им оказался Варфоломей Чайкин Стоян, крестьянин двадцати восьми лет. Он утверждал, что драгоценности и оклад образа продал, а саму икону расколол и сжег в печи, что было подтверждено следственными действиями и судом присяжных.
Впоследствии он не раз менял свои показания, возникало много версий, что икона не была уничтожена, в частности, что на самом деле была украдена копия иконы, а также что икону Чайкин за огромную сумму перепродал старообрядцам.
В Казанской епархии существует предание, согласно которому последняя игуменья Казанского Богородицкого монастыря, после нескольких попыток похищения чудотворного образа грабителями, имела обычай на ночь подменять под окладом подлинную икону точным списком, и что похищенная ночью Стояном-Чайкиным икона была всего лишь точным списком иконы, а подлинник сохранился невредимым и находится в настоящее время в храме Ярославских чудотворцев на Арском кладбище.