Церковный и общественный деятель эпохи Смутного времени. Патриарх Московский и всея Руси (1606-1612). Канонизирован Русской православной церковью в лике священномученика. Дни памяти Дни памяти совершаются 2 марта, 25 мая и в Соборе Московских святителей.
Во время его служения 21 июля 1579 года совершилось явление и обретение чудотворной Казанской иконы Божией Матери. Будучи еще священником, с благословения тогдашнего Казанского архиерея Иеремии, Ермолай переносил новоявленную икону с места обретения в церковь во имя святителя Николая. Обладая незаурядным литературным дарованием, святитель сам составил сказание о явлении чудотворной иконы и совершавшихся от нее чудесах.
В 1587 году Ермолай пострижен в монашество с именем Ермоген. Вскоре стал архимандритом казанского в честь Преображения Господня мужского монастыря. Хиротонисан во епископа 13 мая 1589 года и возведен в сан митрополита Казанского и Астраханского. В 1591 году святитель собирал в кафедральный собор новокрещенных татар и в течение нескольких дней наставлял их в христианской вере.
Святитель Ермоген 9 января 1592 года направил Патриарху Иову письмо, в котором сообщал, что в Казани не совершается особое поминовение православных воинов, жизнь положивших за веру и Отечество под Казанью, и просил установить определенный день памяти воинов. В ответ святителю Патриарх прислал указ от 25 февраля, который предписывал «по всем православным воинам, убитым под Казанью и в пределах казанских, совершать в Казани и по всей Казанской митрополии панихиду и субботний день после Покрова Пресвятой Богородицы и вписать их в большой синодик, читаемый в Неделю Православия». Святитель проявлял ревность по вере и твердость в соблюдении церковных традиций, заботился о просвещении верой Христовой казанских татар.
В 1595 году при деятельном участии святителя совершилось обретение и открытие мощей Казанских чудотворцев: святителей Гурия, первого архиепископа Казанского и Варсонофия, епископа Тверского. Царь Феодор Иоаннович приказал соорудить в Казанском Спасо-Преображенском монастыре новую каменную церковь на месте прежней, где погребены святые. Когда обретены гробы святых, Ермоген пришел с собором духовенства, повелел вскрыть гробы и, увидев нетленные мощи и одежды святителей, сообщил Патриарху и царю. По благословению Святейшего Патриарха Иова и по повелению царя, мощи новоявленных чудотворцев поставлены в новом храме. Святой сам составил жития святителей Гурия и Варсонофия, епископов Казанских.
За выдающиеся архипастырские труды митрополита Ермогена избрали на первосвятительскую кафедру, а 3 июля 1606 года возведен собором святителей на Патриарший престол в Московском Успенском соборе. Митрополит Исидор вручил Святейшему Патриарху посох святителя Петра, Московского чудотворца, a царь принес в дар новому Патриарху панагию, украшенную драгоценными камнями, белый клобук и посох. По древнему чину Святейший совершал шествие на осляти вокруг стен Кремля.
Деятельность Ермогена совпала с трудным для Русского государства периодом - нашествием самозванца Лжедмитрия и польского короля Сигизмунда III. В этом подвиге Патриарх не был одинок: ему подражали и помогали самоотверженные русские люди. С особенным вдохновением противостоял Святейший Патриарх изменникам и врагам Отечества, желавшим поработить русский народ, ввести в России униатство и католичество, и искоренить Православие.
Когда самозванец подошел к Москве и расположился в Тушине, Патриарх Ермоген направил мятежным изменникам два послания. В одном из них писал: «...Вы забыли обеты Православной веры нашей, в которой мы родились, крестились, воспитались и возросли, преступили крестное целование и клятву стоять до смерти за Дом Пресвятой Богородицы и за Московское государство и припали к ложно-мнимому вашему царику... Болит моя душа, болезнует сердце и все внутренности мои терзаются, все составы мои содрогаются; я плачу и с рыданием вопию: помилуйте, помилуйте, братие и чада, свои души и своих родителей, отшедших и живых... Посмотрите, как отечество наше расхищается и разоряется чужими, какому поруганию предаются святые иконы и церкви, как проливается кровь неповинных, вопиющая к Богу. Вспомните, на кого вы поднимаете оружие: не на Бога ли, сотворившего вас? не на своих ли братьев? Не свое ли Отечество разоряете?... Заклинаю вас Именем Бога, отстаньте от своего начинания, пока есть время, чтобы не погибнуть вам до конца».
В другой грамоте Первосвятитель призывал: «...Бога ради, познайте себя и обратитесь, обрадуйте своих родителей, жен и чад, и всех нас; и станем молить за вас Бога».
Вскоре праведный суд Божий свершился и над Тушинским вором: его постигла столь же печальная и бесславная участь, как и предшественника, был убит собственными приближенными 11 декабря 1610 года. Но Москва продолжала оставаться в опасности, так как в ней находились поляки и изменники-бояре, преданные Сигизмунду III.
Грамоты, рассылавшиеся Патриархом по городам и селам, возбуждали русский народ к освобождению Москвы от врагов и избранию законного русского царя. Москвичи подняли восстание, в ответ на которое поляки подожгли город, а сами укрылись в Кремле. Совместно с русскими изменниками насильно свели святого Ермогена с Патриаршего престола и заключили в Чудовом монастыре под стражу.
В Светлый понедельник 1611 года русское ополчение подошло к Москве и начало осаду Кремля, продолжавшуюся несколько месяцев. Осажденные в Кремле поляки не раз посылали к Патриарху послов с требованием, чтобы приказал русским ополченцам отойти от города, угрожая при этом ему смертной казнью. Святитель твердо отвечал: «Что вы мне угрожаете? Боюсь одного Бога. Если все вы, литовские люди, пойдете из Московского государства, я благословлю русское ополчение идти от Москвы, если же останетесь здесь, я благословлю всех стоять против вас и помереть за Православную веру».
Уже из заточения священномученик Ермоген обратился с последним посланием к русскому народу, благословляя освободительную войну против завоевателей. Но русские воеводы не проявили тогда единодушия и согласованности, поэтому не смогли взять Кремль и освободить своего Первосвятителя. Более девяти месяцев томился в тяжком заточении.
Патриарх Ермоген умер 27 февраля 1612 года мученической смертью от голода.
В 1652 году останки Ермогена, по повелению патриарха Московского Никона перенесены из ветхой гробницы в Чудовом монастыре в Большой Успенский собор. Его мощи в деревянной гробнице, обитой фиолетовым бархатом, поставлены в юго-западном углу собора.
Священномученик Ермоген прославлен в лике святителей 25 мая 1913 года. В том же году в Московском Кремле состоялось торжественное открытие и переложение мощей святителя в новую раку, сооруженную иждивением императора Николая II и императрицы Александры Феодоровны, которую поместили под золоченым бронзовым шатром, изготовленным царем Михаилом Федоровичем. Торжества возглавил митрополит Московский Макарий.
Сочинения патриарха Ермогена
повесть о Казанской иконе Божией Матери и служба этой иконе (1594)
послание Патриарху Иову, содержащее сведения о казанских мучениках (1591)
сборник, в котором рассматриваются вопросы Богослужения (1598)
патриотические грамоты и воззвания, обращенные к русскому народу (1606-1613)
Память о патриархе Ермогене
Дни памяти совершаются 2 марта, 25 мая и в Соборе Московских святителей.
Первый храм в честь нового святого был освящён митрополитом Макарием (Невским) 26 мая 1913 года - устроен Русским монархическим собранием и Русским монархическим союзом в подземелье Чудова монастыря.
25 мая 2013 года в честь столетия причисления его к лику святых открыт памятник в Александровском саду у стен московского Кремля. Памятник создан коллективом под руководством скульптора Салавата Щербакова и архитектора Игоря Воскресенского.
В декабре 2014 года памятник патриарху Гермогену, изготовленный на средства епархии и армянской общины города Альметьевска, был открыт на территории у Казанского кафедрального собора Альметьевска.
в культуре
Анонимная «Новая повесть о православном российском государстве» (1610—1611) прославляет Гермогена.
Упоминается и у Гавриила Державина в стихотворении Мужество: «Там Гермоген, как Регул, страждет…» (1804)
На мотив мученичества Гермогена создано много живописных и графических произведений, самым известным из которых является картина кисти Павла Чистякова (1860).
Композитор Георгий Дмитриев посвятил патриарху Гермогену оперу-ораторию «Святитель Ермоген» (1999)
Исторической роли святителя Гермогена в Смутное время посвящена трагедия «Царский путь» - постановка Московского театра русской драмы под руководством Михаила Щепенко.