Бефана - добрая старушка-волшебница, которая летает на перевернутой метле и раздает сладости, забирая с собой все праздники. В канун Богоявления она заглядывает в дома и оставляет гостинцы тем, кто вел себя хорошо. Тем, кто много бедокурил, она оставляет угольки. Взрослые, ожидая волшебницу, наливают ей бокал красного вина, а дети заранее делают печенье. Угощения оставляют на ночь, чтобы когда Бефана заглянула в гости, она немного расслабилась и перекусила.
Изображают старушку Бефану по-разному - с длинным носом, в остроконечной шляпе, в праздничном или жутковатом одеянии. Но какой бы она не была, с ней всегда есть метла. Символ праздника занимает полки магазинов, украшает все дома и улицы Италии, вытесняя рождественские звезды Пуансеттии и дедушку Баббо Натале - итальянского Санта Клауса. В некоторых городах куклу Бефании принято сжигать, поскольку она олицетворяет образ старого, уже прошедшего года.
Образ волшебницы возник из легенды. Когда волхвы направлялись к младенцу Иисусу в Вифлеем, чтобы преподнести ему свои дары, они остановились на ночлег у пожилой женщины по имени Эпифания. Они выбрали ее дом, потому что он был самый красивый и чистый. Старушка была гостеприимна и хорошо позаботилась о гостях. В знак благодарности за это волхвы пригласили ее пойти с ними. Сначала она отказалась, сославшись на домашние дела. А когда волхвы ушли, осознала, какое важное событие может пропустить. Она наполнила корзину вкусными гостинцами и поспешила вслед за волхвами. Догнать их не удалось, поэтому она до сих пор путешествует по Италии и заглядывает в дома, надеясь увидеть малыша Иисуса.
История Бефаны
Термин “Бефана” имеет греческое происхождение и появился в Италии, начиная с Тосканы и Лацио еще в XIV столетии- впервые он упоминается в 1535 году Франческо Берни- в названии марионеток женского облика, которых выставляли именно в ночь на Эпифанию. Однако, праздник Эпифания возник из языческих обрядов мирного характера, которые связаны с сезонными циклами сельского хозяйства. Обряды, которые затем позаимствовали римляне, введя их в период между зимним солнцестоянием и праздником Sol Invictus (Непобедимое Солнце). И на самом деле, римляне верили, что в следующие 12 дней после солнцестояния, над обработанными полями летают женские образы (фигуры), обеспечивая их плодородие. Некоторые ученые связывают эти фигуры с богиней Дианой, покровительницы растительного мира и охоты, другие же связывали их со второстепенными божествами, такими как Сатия(сытость) и Абундия (изобилие, достаток) или же с одним старинным зимним праздником, который отмечали в честь бога Януса и Стрения (фортуна, удача), откуда скорее всего и походит термин “Стренна”(подарок/дар). На протяжении веков и с приходом христианства образ Бефаны был освобожден от ссылок на язычество, но о нем всегда вспоминают на 12 ночь после Рождества, делая его полноценной частью итальянских традиций. Таким образом со временем праздник Эпифания стал одним из самых долгожданных и любимых, став частью культурного наследия страны. Источник: italian-traditions.com