Последний из десяти гуру, которые основали сикхское учение и священное писание. День его рождения считается официальным праздником в нескольких индийских штатах. Общины сикхов почитают духовного учителя как образец величия, доброты и набожности.
Сикхизм - самостоятельная монотеистическая религия, являющаяся частью североиндийского движения Бхакти (учителя которого проповедовали преданность Богу, не требующую обрядов и жрецов), но не признающая преемственности. Сикхи отреклись от ортодоксального индуизма, но не приняли ислам, а создали свою особую религию.
Гобинда Сингха был великим воином, праведным лидером и талантливым поэтом. Будучи лидером сикхской общины, преобразовал ее в хальсу — бескастовое братство, функционировавшее одновременно как объединенная армия. Эти он заложил основы будущего Сикхского государства.
Гобинд Сингх пребывал в качестве гуру сикхов с 1675 по 1708 год. Гуру Гобинд был не только хорошим воином (хорошо владел луком и был отличным стрелком), но и гениальным поэтом, знавшим много языков, включая персидский, санскрит, брадж бхашу, арабский и пенджабский языки, которые он выучил ещё в годы своей юности. Сочинил множество священных для сикхов гимнов на языке брадж и стихотворение «Чанди ди Вар» на пенджабском, описывающее эпизод битвы добра и зла из Маркандея-пураны. Был хорошо знаком с классической литературой на фарси и санскрите, астрономией, географией и другими науками. Гобинд Сингх вновь составил по памяти «Ади Грантх» сикхов.
Гобинд — единственный сын девятого Гуру Тегх Бахадура. Мальчику было 9 лет, когда он наследовал пост своего отца, казнённого по приказу Великого Могола Аурангзеба после отказа принять ислам. После мученической кончины отца Гобинд Сингх провозгласил, что создаст такую нацию, которую не удастся запугать тиранам, и которая будет сопротивляться угнетателям во всех сферах жизни, стремясь восстановить справедливость, мир и общечеловеческое равенство.
В начальный, «мирный», период, на протяжении которого не наблюдалось открытых столкновений с Моголами, Гобинд находился в княжестве Сирмур в Гималаях, где подготовил теологическое обоснование нового подхода к проблеме ненасилия (ахимсы) и морального кодекса сикха. Он построил большой форт для защиты города, и поместил в нём гарнизон. Растущая мощь сикхской общины встревожила местных раджей, атаковавших город, но эти попытки были отбиты.