Гобинд Сингх
Gobind Singh

Десятый сикхский гуру. Поэт. Воин. Лидер народных масс. Считается философом теории справедливой войны, изложив пять очень строгих условий ее основания. В центре сильной империи поставил перед собой задачу ниспровержения злой власти.


Гобинд Сингх родился 22 декабря 1666 года в городе Патна, Индия. Являлся сыном девятого гуру Тех Бахадура, который отдал свою жизнь, чтобы защитить свободу вероисповедания. В возрасте девяти лет стал гуру, приемником своего отца.

После мученической кончины девятого Гуру Гобинд Сингх провозгласил, что создаст такую нацию, которую не удастся запугать тиранам, и которая будет сопротивляться угнетателям во всех сферах жизни, стремясь восстановить справедливость, мир и общечеловеческое равенство.

Гуру являлся не только хорошим воином, но и гениальным поэтом, знавшим много языков, включая персидский, санскрит, брадж бхашу, арабский и пенджабский языки, которые выучил еще в годы своей юности. Гобинд Сингх вновь составил по памяти «Ади Грантх» сикхов.

В центре сильной империи Сингх поставил перед собой задачу ниспровержения злой власти и среди социальной деградации и религиозной коррупции призывал к простоте манер, единству цели и к энтузиазму мечтаний. Уверенный, что несправедливость тирана должна быть встречена вооруженным сопротивлением воинов, имеющих железную силу воли, начал собирать свои войска и сосредоточился на их интенсивной подготовке. Следил за тем, чтобы среди его людей не было отклоняющихся от религиозных и моральных целей.

 В 1686 году Гобинд Сингх повел в свой первый бой две тысячи простых людей против двадцати тысячной профессиональной армии хорошо вооруженных могольских солдат и одержал победу над ними. Впоследствии участвовал в четырнадцати крупных сражениях против моголов и одержал победы в большинстве из них.

Драматичным шагом Гуру Гобинда стало раз и навсегда отделить от пестрой массы окружающих народностей общину Сикхов. Гуру 13 апреля 1699 года «окрестил» своих соплеменников в братство, которое назвал Халса. Это новшество направлено на то, чтобы обеспечить каждого сикха культурным отличием, наполнить его чувством самоуважения и предназначения, обязать противостоять тиранам. Внешний вид каждого сикха соответствовал символам Халсы. Тогда же состоялось особенно большое собрание сикхов в Анандпуре.

Отношение к кастовой системе, идолам, ритуалам, ортодоксальности, фанатизму уже отделяло сикхов от индусов и мусульман, но теперь наступило время развить самосознание сикхов. Основание Халсы привело к созданию сикхизма - третьей религии Индии. Гобинд издал указ, что неотрезаемые волосы становятся символом нового братства и здесь крылся глубокий психологический смысл.

Редко осознается тот факт, что причина, по которой Гуру не велел подрезать волосы и бороду, крылась в стремлении возродить древнюю традицию аскетов Индии - в надежде на то, что новые сикхи тоже станут неприкаянными пуританами. Гуру верил в то, что только аскетизм и чистое сердце дают право на владение оружием.

    Демонстрируя на практике идеи товарищества, Гобинд Сингх окрестил пять первых ближайших соратников - Панч Пьяре. В железную чашу, полную чистой воды, добавил сахар и перемешал его обоюдоострым мечом, что сопровождалось чтением священной для сикхов книги Грантх Сахиб. Магическая смесь сладости и стали - амрита с тех пор давалась при крещении всем сикхам.

Легко опознаваемыми и отличными от других сикхи-мужчины стали из-за тюрбана. Тонкий муслин, обвязывающий их голову, предназначался для ухода за длинными волосами, но цвет его и форма оставались вопросами личного предпочтения. А в качестве печати отличия Гуру Гобинд дал каждому из сикхов фамилию Сингх, что значит «лев».

Гуру Гобинд Сингх скончался 7 октября 1708 года. Перед кончиной, зная, какой хаос наступит после его смерти, завещал своему народу читать Грантх Сахиб.


Философская теория справедливой войны Гобинда Сингха

Гобинд Сингх считается философом теории справедливой войны, изложив пять очень строгих условий её основания.

Война должна начинаться только после того, как другие средства оказались безуспешными. В «Зафарнаме», адресованном императору Аурангзебу, он писал: «Когда у меня не осталось выбора, я стал на стезю войны и заложил стрелу в свой лук. Когда другие благие намерения оказываются безуспешными, есть право вынуть меч».

Война должна проходить без ненависти и желания реванша. Гобинд Сингх не проявлял ненависти ни к убийцам своих сыновей и отца, ни к исламу или религии моголов. Он говорил: «На поле боя я не различал сикхов или мусульман. Слыша крик боли, я видел своего Гуру, и этому своему Гуру давал воду».

Война за правоту должна вестись без желания иметь выгоду. Гобинд Сингх не грабил и не присваивал завоёванные земли.

Война может быть начата только людьми, зажжёнными идеалами, а не наёмниками. Только при том условии, что люди эти по своей воле связаны законами чести и этики.

Вооружённый «крестоносец» должен идти в бой без страха, без того, чтобы считать свои беды, не сомневаясь в победе и не думая о последствиях. Он говорил: «Я научу воробья охотиться за коршуном, а одного человека сражаться с целым легионом».

05.09.2020
  • Десятый сикхский гуру

Родился: 22 декабря 1666 года (357 лет назад)
Умер: 7 октября 1708 года (315 лет назад)
ЗАКРЫТЬ X
rus.team
Яндекс.Метрика
© 2021 RusTeam.media
Российское информационное агентство Рустим
email: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript..
Информационное агентство «Рустим», зарегистрировано Роскомнадзором, реестровая запись от 14.02.2022 ИА № ФС 77 - 82757,
знак информационной продукции 16+
При полном или частичном использовании и воспроизведении материалов сайтов ссылка на RusTeam.media обязательна. Для веб-сайтов интерактивная ссылка на сайт rus.team обязательна. Мнение авторов публикаций может не совпадать с позицией редакции агентства.