Католическая церковь 13 декабря чествует раннехристианскую святую и мученицу Луцию Сиракузскую. Особенно эту святую почитают в Швеции и других скандинавских странах, где день святой Люсии превратился в один из этапов подготовки к празднованию Рождества. День святой Люсии не является официальным праздником, однако это один из немногих дней святых, отмечаемых повсеместно.
Искусство празднования
Современная Швеция - поборница равноправия. Поэтому на роль Люсии, возглавляющей ежегодное праздничное шествие в детском саду, вовсе необязательно выбирают девочку с длинными белыми волосами: Люсией вправе быть каждый ребенок. Правда, мальчики предпочитают быть гномами или «звездными мальчиками», а девочки охотно становятся подружками Люсии.
Удивительная атмосфера этого праздника неизменна: все замирают в ожидании, гаснет свет - и из соседней комнаты раздаются поющие детские голоса. Медленно и с достоинством входит процессия. По традиции Люсия несет «свет в волосах» - на ней корона из свечей. На смену настоящим свечам давно пришли электрические, но атмосферы это не убавляет. Каждая из подружек Люсии тоже несет свечу. В темноте, затаив дыхание, стоят родители, мобильные и фотоаппараты - наготове.
Звездные мальчики в высоких бумажных колпаках и в белых, как у подружек Люсии, балахонах, несут изображение звезды. Замыкают шествие гномы с лампадами в руках. Выбор Люсии - задача непростая. Конкуренция огромна. Ежегодно в эфире телевидения выбирают Люсию всей Швеции, а каждый город и поселок, тем временем, проводит конкурс на звание местной Люсии.
Принцип равноправия: все равны и каждый одинаково ценен - для Швеции неизменен. Поэтому страна никогда не отличалась обилием конкурсов красоты, не выбирают в Швеции и королеву бала. День святой Люсии, тем не менее, стал исключением из правил. Информацию о претендентках каждый год публикуют в местной газете за пару недель до торжества, а читатели голосуют.
В наше время победа вовсе не обязательно уготована симпатичной блондинке, хотя многие Мисс Швеция начинали именно как местные Люсии. Победительница объявляется 13 декабря и она торжественно объезжает город, предпочтительно в карете, запряженной лошадьми. В программе Люсии - больницы, дома престарелых, офисы и торговые центры.
Наряду с Мидсоммаром, День святой Люсии - один из главных традиционных праздников Швеции. Он воплощает уклад жизни крестьянских общин, где сосуществовали, определяя течение жизни, свет и тьма, тепло и холод. Святая Люсия - древний мифический персонаж. Ее роль неизменна: озарять светом темную шведскую зиму.
Многие из песен, посвященных Люсии, затрагивают одну и ту же тему: «Ночь тяжелой поступью обходит сад и дом. В местах, где солнца нет, лишь темень за углом. В наш темный дом вошла и полночь осветила. Ты свет нам принесла, святая Люсия!».
Все шведы знают наизусть песню Люсии, и спеть ее может каждый, с большим или меньшим успехом. Утром 13 декабря по радио звучат все же более профессиональные интерпретации - например, в исполнении детского хора. На Люсию угощают имбирным печеньем и сладкими булочками с шафраном. Они похожи на свернувшихся клубком котят с глазами из изюма. Едят эти булочки с глегом или кофе.
История праздника
Традицию этого праздника можно отнести как к Святой Лучии из Сиракуз, мученице, умершей в 304 году, так и к шведской легенде о Люсии, первой жене Адама. Легенда гласит, что последняя состояла в связи с дьяволом и что ее дети стали невидимками в подземном царстве. Таким образом, имя может ассоциироваться как со словом lux - свет, так и с именем дьявола Люцифер, и его истинное происхождение сложно определить. Обычай, которому мы следуем сегодня, - это результат переплетения разных традиций.
По старому стилю, ночь перед днем святой Люсии была самой длинной в году. Это была опасная и волшебная ночь, ведь по земле разгуливали сверхъестественные силы и все животные могли говорить. А утром, когда домашняя скотина от голода три раза била в стены яслей, ей полагалось больше корма, чем обычно.
Людям тоже нужно было подкрепиться, и не просто подкрепиться, а как следует - положено было съесть семь или девять обильных завтраков. Такое чрезмерное утреннее пиршество объяснялось грядущим рождественским постом: он начинался в день святой Люсии.
Тот, кто просыпался в это утро последним, получал прозвище Люссе-вша, и его в шутку хлестали по ногам березовыми прутьями. Ко дню святой Люсии нужно было закончить забой скота и помол муки, а амбары - до отказа наполнить едой к Рождеству. В эту ночь молодые люди наряжались дружками святой Люсии и ходили от дома к дому, распевая песни и выпрашивая еду и самогон.
Первое в Швеции документально зафиксированное появление Люсии произошло в деревенском доме в 1764 году. Широко праздник не отмечали вплоть до 20 века, когда его начали целенаправленно поддерживать школы, клубы и всевозможные организации.
Старый обычай, связанный с праздником, за это время практически исчез. Чинные Люсии в белом одеянии и с поющей свитой, выглядели более благонадежно, чем хмельные балагуры. В Стокгольме первую Люсию выбрали в 1927 году. Обычай угощать в этот день кофе и булочками зародился в 1880-е годы, хотя сами эти булочки в Швеции знали и любили задолго до того.