Пост десятого Тевета отмечается по григорианскому календарю 18 декабря. В хронологии особо печальных событий еврейской истории 10 Тевета является первым, а затем следуют 17-е Тамуза, 9 Ава и Пост Гедалии.
История памятного дня
В 3336 году по еврейскому летоисчислению 10 Тевета началась осада Иерусалима вавилонским царем Навуходоносором. Осада была длительной и тяжелой и завершилась захватом города и его разрушением, сожжением Храма и высылкой евреев в Вавилон. Пророки того времени постановили, что этот день будет днем молитвы и поста для будущих поколений. В еврейской традиции события исторического плана практически всегда трактуются, как имеющие духовную, мистическую или религиозную предпосылку.
В 10 Тевета произошло еще одно печальное событие, на сей раз лишь косвенно связанное с уничтожением еврейского государства - в этот день был закончен перевод Торы на греческий язык. Это событие религиозная традиция сравнивает с построением Золотого Тельца, поскольку считается, что невозможно перевести Тору на другой язык, не исказив ее смысла. В еврейской традиции это событие описывается следующим образом.
Птолемей Второй - правитель эллинистического Египта, искал возможность оспорить божественное происхождение Торы и природу ее законов. Для этого он призвал 72 еврейских мудреца и приказал им перевести Тору на греческий язык. Если бы Птолемея действительно интересовала Тора, он заявил бы о своем желании заранее и предоставил бы мудрецам возможность совещаться между собой и создать коллективный перевод. Но Птолемей поместил каждого мудреца в отдельное помещение, чтобы они не могли общаться друг с другом.
Видимо, его целью было получение различных толкований Торы, ведь в греческой традиции считалось, что разночтения в переводе вызваны несовершенством источника. Но после окончания работы оказалось, что все 72 перевода идентичны. Даже в тех местах, где мудрецы решили изменить при переводе прямой смысл Писания, они действовали совершенно единодушно. Появление этих переводов позволило многим народам мира ознакомиться с Торой.
После создания государства Израиль 10 Тевета получило еще один смысл. Главный раввинат Израиля постановил, что этот день будет Днем всеобщего Поминовения - Днем памяти жертв Катастрофы, дата гибели которых неизвестна, и тех, по кому прочитать поминальную молитву некому. Поэтому во время молитв на протяжении 10 Тевета принято зажигать поминальную свечу и произносить Поминальную молитву.