Калмыцкий Новый год - Зул

Ежегодно в декабре в Калмыкии отмечается национальный праздник Зул. Это древний праздник, название которого в переводе с калмыцкого языка означает «лампада». Для жителей Республики Калмыкия Зул является нерабочим праздничным днем.

История праздника

Праздник лампад, также известный как Зул-хурал, Зула-хурал, Зулын хурал, Ганден Нгамчо, посвящен уходу из этого мира основателя тибетского буддийской школы гелуг, Чже Цонкапы. Отмечается последователями школы гелуг 25-го числа 10 лунного месяца по буддийскому календарю. В России традиционно празднуется бурятами, калмыками и тувинцами. Название получил от того, что в этот праздник принято зажигать лампады.

В буддизме этот день - день памяти о кончине основателя тибетской школы гелугпа - реформатора и философа Дже Цзонхавы. Лама Цзонхава почитается в Тибете как второй Будда, а два его сочинения - «Ламрим» и «Нагрим» - охватывают духовную практику буддизма во всем его объеме. Сам Цонхава в конце жизни просил будущих учеников не печалиться, что они не встретились с ним лично, а прочесть два упомянутых труда, что будет равноценно встрече.

Четыре главных деяния Цонкапы связаны с основанием школы гелуг:

- Реставрация и переосвящение изображения Будды грядущего, Майтреи как знак тысячелетнего существования новой школы.

- Возвращение к строгому монашескому уставу буддийской общины первых веков, который был принят на общем Соборе при участии представителей всех буддийских школ Тибета.

- Учреждение праздника Монлам Ченмо, что способствовало единению народа и новой школы.

- Строительство монастыря Ганден, или «земли Тушита», где обитает Майтрея, и возведение в этом монастыре мандалы с изображением божеств-хранителей Чакрасамвары, Гухьясамаджи и Ямантаки.

Созданная Цзонхавой школа гелуг стала наиболее влиятельной из всех школ Тибета. Глава школы носит титул Гьялва считается воплощением бодхисаттвы Авалокитешвары. С середины XVII века школа гелуг утвердилась в Монголии, Бурятии, Калмыкии и Туве.

Искусство празднования

Зул принято было отмечать в домашнем кругу, поскольку основной ритуал «нас авах» или «продление жизни» проводился именно в семье. В канун праздника готовили угощение, пекли борцоки. Старшие в семье готовились к обряду.

Из крутого теста делали две продолговатые формы в виде лодочек, в которых устанавливали приготовленные фитили по числу лет на каждого члена семьи, к которым прибавляли по одной или две соломинки сверху. Все это пропитывали топленым маслом. Когда на небе зажигались первые звезды, фитили поджигали.

Все члены семьи ходили по кругу по часовой стрелке, молитвенно сложив руки, шепотом читали молитву Белой таре. Эта традиция существует по сей день. Затем вся семья усаживалась за праздничный стол, и произносились благопожелания, а также возжигались лампады.

Издревле в калмыцких семьях не отмечали дни рождения, был общий для всех праздник Зул, иначе называемый «Днем прибавления возраста у калмыцкого народа». В этот день все калмыки прибавляли к своему возрасту один год.

Связанные статьи

Праздники России

Общество

Республика Калмыкия

Субъекты России
  • Региональный праздник
  • Дата празднования уникальна для каждого года

Праздники России

Общество

Республика Калмыкия

Субъекты России
ЗАКРЫТЬ X

rus.team
Яндекс.Метрика
© 2021 RusTeam.media
Российское информационное агентство Рустим
email: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript..
Информационное агентство «Рустим», зарегистрировано Роскомнадзором, реестровая запись от 14.02.2022 ИА № ФС 77 - 82757,
знак информационной продукции 16+
При полном или частичном использовании и воспроизведении материалов сайтов ссылка на RusTeam.media обязательна. Для веб-сайтов интерактивная ссылка на сайт rus.team обязательна. Мнение авторов публикаций может не совпадать с позицией редакции агентства.