Предпразднство Успения Пресвятой Богородицы совершается православными верующими 27 августа. По старому стилю эта дата приходится на 14 августа. Предпразднство - это один или несколько дней, предшествующих некоторым большим православным праздникам. Они как бы подготавливают верующих к торжеству праздничного дня. Предпразднство Успения Пресвятой Богородицы длится один день. В это время на богослужении уже звучат молитвы, посвященные грядущему празднику.
Успение Пресвятой Богородицы - один из двунадесятых праздников, то есть двенадцати самых значимых для Церкви событий, связанных с жизнью Христа и Богоматери. Успением Церковь называет кончину Приснодевы Марии. Именно такой - мирной, без боли и страданий она и была. Богородицу окружали любящие ученики Ее сына. Внезапно в комнате засиял необыкновенный свет. Сам Христос с ангелами сошел с небес. Без всякого телесного страдания, словно засыпая, Богородица предала ему свою душу.
Апостолы погребли тело Девы Марии в пещере и затворили дверь камнем. А через несколько дней они обнаружили, что гроб пуст, остались только погребальные пелены. Так все убедились в телесном вознесении Божией Матери на небо. Вечером апостолам явилась Сама Пресвятая Богородица и сказала: «Радуйтесь! Я с вами - во все дни».
В православии праздник относится к числу двунадесятых праздников и имеет 1 день предпразднства и 8 дней попразднства. Празднику предшествует двухнедельный Успенский пост, являющийся наиболее строгим после Великого поста. В VIII веке Косма Маюмский и Иоанн Дамаскин написали два канона этого праздника. Императору Льву Премудрому принадлежит одна стихира в службе праздника, надписанная «Византиево», а также одна стихира на попразднство.
В некоторых местах ради особого чествования праздника совершается особая Служба погребению Богоматери, особенно торжественно - в Иерусалиме, в Гефсимании в гробнице Богородицы. Данная служба известна по рукописям XV века и совершается по подобию службы утрени Великой Субботы. В XVI веке данная служба была очень распространенной в Русской Церкви, но в XIX веке уже была практически забыта и совершалась лишь в немногих местах.
В настоящее время Чин погребения Богоматери совершается во многих кафедральных и приходских храмах на 2-й или 3-й день праздника. Богослужение начинается всенощным бдением, на великом славословии духовенство выходит к лежащей посреди храма плащанице с изображением Богородицы; совершается ее каждение, а затем обнесение плащаницы вокруг храма. После этого совершается помазание верующих елеем, читаются ектении и отпуст.
Именины:
Николай, Матвей, Федор, Василий, Алексей, Ева, Евдокия, Владимир, Аркадий, Александр.