В православной церкви Рождество Иоанна Предтечи относится к числу великих праздников, не будучи двунадесятым праздником, и празднуется 7 июля - за шесть месяцев до Рождества Христова. Этот праздник всегда приходится на Петров пост.
Рождество Иоанна Предтечи - один из тех весьма немногочисленных праздников православного церковного календаря, когда празднуется рождение прославляемого святого. Действительно, в названиях праздников Православной Церкви мы встречаем слово «рождество» лишь трижды: Рождество Христово, Рождество Пресвятой Богородицы и Рождество Иоанна Предтечи. Сам этот факт подчеркивает исключительное положение Иоанна Предтечи среди святых, почитаемых Православной Церковью.
Дата Рождества Иоанна Предтечи была вычислена на основе евангельского свидетельства о 6-месячной разнице в возрасте между Иоанном и Христом. Праздник оказался близок к летнему солнцестоянию, поскольку Рождество Христово было приурочено к зимнему. Таким образом, под знаком Христа солнце и длина светового дня начинает возрастать, а под знаком Иоанна - уменьшаться, аналогично словам самого Иоанна: «Ему должно расти, а мне умаляться».
Так как часть православных церквей живет по юлианскому календарю, день Рождества Иоанна Предтечи приходится у них на 24 июня, поэтому в России и ряде других стран праздник потерял астрономическое соответствие солнцестоянию. Строгого соответствия астрономии нет и в странах григорианской датировки - Иванов день там отмечают 24 июня.
Рождество Иоанна Предтечи описано лишь одним евангелистом. Рассказ об этом событии мы находим в Первой главе Евангелия от Луки. Согласно этому рассказу, отец и мать Иоанна Предтечи носили имена Захария и Елисавета, жили во времена Ирода, царя Иудейского, причем Захария был священником.
Оба они были праведны, достигли преклонного возраста, но не имели детей. «Бездетность у евреев считалась большим несчастьем, даже позором», поэтому, как повествует евангелист, отсутствие детей у супругов повлекло за собой «поношение между людьми» и молитву супругов о даровании чада, которая была услышана.
Захария в тот момент, когда он совершал каждение в храме, увидел ангела и получил от него предсказания: о рождении сына, о том имени, которым сына нарекут, о радости, которую принесет его рождение многим представителям израильского народа, о том, что сын будет велик пред Господом, о предстоящей его сыну миссии - «представить Господу народ приготовленный».
Захария, будучи стар, усомнился в услышанном и в результате, в подтверждение верности услышанных слов, был лишен Архангелом Гавриилом дара речи. По окончании дней службы Захарии в храме его жена зачала и в свое время родила сына. Однако дар речи к Захарии вернулся не в сам день рождения сына, а лишь в то время, когда зашла речь о наречении имени младенцу, на восьмой день.
Именины:
Никита, Антон, Иван, Яков.