Суккот или «Праздник кущей» начинается на 15-й день нового года по еврейскому календарю и длится семь дней. Как и все иудейские праздники, он начинается накануне с заходом солнца.
Праздник установлен в память о сорокалетнем странствовании еврейского народа по пустыне на пути из Египта в Землю обетованную. Все эти годы они жили в сукках, что переводится с иврита как кущи или шалаш, которые можно было быстро разобрать и перенести на новое место.
Тора трижды называет Суккот временем радости. Дополнительной причиной веселья является тот факт, что праздник наступает через пять дней после Йом Кипура, во время которого, по традиции, стираются и прощаются все грехи еврейского народа.
Это один из трех самых основных праздников в году, на который евреи по закону Торы должны собраться в Иерусалиме и широко отмечать этот день. Израильтяне в эти дни совершали паломничество в Иерусалим и праздновали сбор урожая. Заповеди пребывать в сукке во всех поколениях давалось множество объяснений, например, что, устанавливая около дома шалаш, евреи присоединяются к тем, кто сорок лет скитался по пустыне и, придя затем в Землю обетованную, обрабатывал ее и радовался плодам, которые она дарила.
Согласно другому толкованию, смысл заповеди в том, чтобы человек помнил о бедности, даже будучи богатым, и не возгордился. Таким образом, в более глубоком понимании праздник воспитывает, указывая на необходимость сознавания людьми слабости отдельного человека и важности сохранения веры в оберегающую от всех невзгод божественную сущность.
Такое же отношение касается и ликования по поводу собранного урожая. Во время празднования Суккот принято не столько радоваться, сколько благоговейно благодарить Бога за удачно выращенные и собранные овощи, фрукты, ягоды, грибы и другие дары природы.
Традиции праздника Суккот
По традиции в период празднования Суккот следует покидать свой дом и жить в шалаше. Все семь дней праздника следует проводить в шалаше как можно больше времени, по крайней мере, посещать ее два раза в день. Праздничные шалаши можно увидеть почти везде: во дворах, на балконах и верандах, на автомобильных стоянках. Ритуальные жилища украшаются изнутри букетами из цитрона, пальмовой ветви, мирта и речной ивы. Эти четыре растения символизируют единство еврейского народа.
Накануне праздника в городах Израиля проводятся специальные базары, где можно купить все необходимое для сооружения шалаша. Сукка строится по определенным правилам, основным ее элементом является крыша, которая традиционно делалась из веток или тростника. В настоящее время используются и более современные материалы.
Покров сукки должен защищать от палящих лучей солнца, но не должен быть слишком плотным, чтобы через него были видны звезды и, чтобы в шалаш попадал дождь, напоминая верующим, что их жизнь в руках Бога. Эта традиция должна напоминать евреям о блуждании по Синайской пустыне. И о том, что представители этого народа вместе могут добиться многого.
По традиции, в праздник Суккот также определяется количество дождей, которые выпадут в следующем году. Одной из важных традиций является чтение Моисеевых Законов. В первый и последний дни Суккот запрещается работать, существует заповедь угощать бедных студентов, изучающих Тору.
Вознесение лулава
В Суккот выполняют особый ритуал - вознесение лулава, во время которого принято поднимать и говорить благословения четырем видам растений. Для исполнения заповеди четырех растений в Суккот нужны этрог - цитрон, лулав - ветвь финиковой пальмы, адас - ветвь мирта, и арава - ветвь ивы, каждое из которых соответствует определенному типу еврейского народа, а вместе они символизируют единство нации.
Этрог, обладающий и вкусом, и запахом - это евреи, знающие Тору и совершающие добрые дела. Лист финиковой пальмы, делающий плод сладким, но без запаха - верующие, знающие Тору, но не совершающие добрых дел.
Мирт - растение ароматное, но несъедобное - это евреи, не слишком начитанные в Торе, но от которых, как аромат, исходят добрые дела. Ива, у которой нет ни вкуса, ни запаха - это евреи, которые не знают Тору и не совершают добрых дел. Все вместе, эти растения выступают своеобразным символом многообразия еврейского народа, собранного Богом в единый букет.
Согласно другому толкованию, каждое из растений - определенная часть человеческого тела. Этрог - это сердце, тонкий и прямой пальмовый лист - позвоночник, мирт с его овальными листочками - глаза, а ива - уста. Собранные вместе, они составляют человека, всем сердцем преданного своему Творцу.
Трапеза
Суккот, как и другие праздники, начинается перед заходом солнца. Хозяйка дома зажигает свечи, и через некоторое время в синагоге начинают праздничную вечернюю службу маарив. Возвращаясь домой, как в субботу и другие праздники, делают кидуш - освящение дня - над бокалом вина. При этом произносят специальное благословение, в котором благодарят Всевышнего за эту особенную заповедь - находиться в сукке.
Как и большая часть других торжественных событий, Суккот не проходит без пышной трапезы, которую в первый вечер праздника начинают с благословения на хлеб, в данном случае на столе - две халы. Но перед этим проводят обряд - нетилат ядаим - омовения рук. Это не мытье рук - руки перед этим обрядом должны быть уже чистыми. Главными яствами, с которых непременно начинают вкушение всего многообразия подаваемых блюд, считаются хала, вино и мед. Такое сочетание выбрано неспроста.
Многие обмакивают кусочек халы не в соль, как это делается в течение всего года, а в мед - как в Рош а-Шана. Плетеная хала с медом символизирует достаток, благополучие и сладкую жизнь в будущем году, а выпивая вино, благословляют Бога, «заповедавшего жить в сукке и давшего возможность дожить до настоящего дня».
Как и любую трапезу, в течение которой ели хлеб, заканчивают выражением благодарности Всевышнему - произносят биркат а-мазон - благодарение за еду, за Землю Израиля, за этот праздник, за Иерусалим и за все хорошее, что мы имеем в жизни. Суккот - праздник сбора урожая, поэтому к праздничному столу принято подавать плоды нового урожая и блюда из них.
Череду осенних еврейских праздников завершает Шмини Ацерет - Тора особо выделяет восьмой день от начала празднования Суккот. Он назван днем Священного собрания Ацерет, а поскольку он восьмой с начала праздника, его называют Шмини Ацерет.
Мудрецы постановили, что в этот день евреи будут заканчивать ежегодный цикл чтения Торы и начинать чтение ее с начала. Так в Шмини Ацерет вошел еще один элемент - Симхат Тора, тоесть праздник завершения цикла чтения Торы. Симхат Тора в переводе означает - Радость Торы.