Великая Страстная пятница в 2020 году у верующих Римской Католической церкви отмечается 10 апреля. Пятница Страстной недели, которая посвящена воспоминанию крестной смерти Иисуса Христа, снятию с креста Его тела и погребения. Страстная пятница - единственный день в году, когда в Католической церкви не совершается Евхаристия.
В этот день проходит богослужение Крестного пути. Крестный путь - составная часть страданий Господних, включающая в себя несение креста, с кульминацией - распятием. Католическое богослужение воссоздает в памяти верующих основные моменты страданий Иисуса Христа. Оно состоит из 14 стояний, представляющих собой различные моменты Страстей Христа, а также вступления и заключения.
Традиционно на стенах католических храмов помещаются по периметру 14 картин или скульптурных композиций, соответствующих 14 стояниям Крестного пути. Таким образом, молящиеся во время богослужения обходят весь храм.
В Иерусалиме в Страстную Пятницу проводится богослужение Крестного пути на улицах города вдоль предполагаемой дороги, которой вели Христа на Голгофу, так называемой Виа Долороса. Вечером проходит особое богослужение Страстей Господних, которое обязательно должно начинаться после трех часов дня - время крестной смерти Иисуса Христа.
C алтаря бывают сняты все покровы, свечи и крест. Во время службы не употребляются музыкальные инструменты и звон колоколов в знак скорби по Иисусу Христу, умершему на кресте. Богослужение Страстей начинается с того, что священник и диакон в облачениях красного цвета подходят к алтарю и простираются перед ним ниц или становятся на колени. Все собрание молится некоторое время в полной тишине. Затем священник провозглашает молитву Страстной пятницы.
На Литургии слова первым чтением служит фрагмент из Книги Исаии, вторым чтением - фрагмент из Послания к евреям святого апостола Павла. Затем проходит чтение «Страстей Господних» - евангельского фрагмента от прощальной беседы Христа с учениками после Тайной вечери до Его погребения.
Литургия слова завершается всеобщей молитвой. Во время Всеобщей молитвы провозглашаются десять молитвенных воззваний: о святой церкви, о папе, о всех чинах и ступенях верующих, о катехуменах, о единстве христиан, об иудеях, о тех, кто не верует в Христа, о тех, кто не верует в Бога, о правящих общественными делами, о бедствующих.
Между Литургией слова и Евхаристической литургией проводится специальная служба, совершаемая только в этот день - Поклонение Кресту. К алтарю выносят закрытый покровом крест, который постепенно открывается при троекратном возгласе священника: «Вот древо Креста, на котором был распят Спаситель мира», на что собрание отвечает: «Придите, поклонимся».
После того, как Крест полностью открыт, священник в сопровождении двух служителей с зажженными свечами переносит Крест ко входу в пресвитерий. Священник, духовенство и все верующие по очереди подходят к Кресту и целуют его, воздавая почтение главному орудию страданий Иисуса Христа. Во время поклонения исполняются песнопения, написанные еще в VIII веке Popule meus - «Мой народ» и Hagios о Theos - «Святый Боже».
По окончании поклонения Кресту на алтарь возлагается покров, корпорал - квадратный плат, и Миссал - богослужебная книга с последованиями мессы. Святые Дары, освященные на службе Великого четверга из дарохранительницы переносятся на алтарь. Верующие причащаются Даров, освященных в Страстной четверг. В 1622-1955 годах в этот день причастие было запрещено, но папа Пий XII отменил запрет.
После причащения начинается процессия ко Гробу Господню, во время которой Святые Дары переносятся из главной дарохранительницы храма в боковую часовню, символически представляющую Гроб Господень, где и остаются до торжественного пасхального богослужения. Процессия символизирует снятие с Креста Тела Иисуса Христа и Его погребение.
Боковой алтарь во многих странах украшается наподобие Гроба, в который был положен Христос. Обычай сооружать Гроб Господень берет свое начало из иерусалимской литургии, ныне он сохранился в восточноевропейских странах. Этот обряд назывался Depositio crucis - помещение креста в безопасное место. Свидетельства о нем существуют с X века.
В Англии крест, завернутый в белое полотно, помещался в специально приготовленное место около алтаря, в Австрии, Баварии и Польше в «гробе» помещалась пресуществленная Хостия - Евхаристический хлеб. Примерно с XVI века вместе с Хостией клали и крест, а с XIII века - только крест. Дароносица в часовне Гроба Господня закрывается белой вуалью и устанавливается на алтаре часовни. После помещения дароносицы на алтарь священник становится на колени и в молчании совершает каждение.
По окончании богослужения священник и служители в молчании уходят в ризницу, алтарь вновь обнажается. Святые Дары остаются в боковой часовне до начала службы навечерия Пасхи вечером Великой субботы.
Более 450 лет в Великую пятницу повсеместно в Мексике проходят театрализованные представления о страданиях Христа. Эта традиция была начата испанскими колонизаторами после завоевания Мексики. Представления привлекали внимание коренного населения, что помогло обратить в христианскую веру многих людей в языческом государстве.
С 2007 года в столице Мехико представления были приостановлены, возобновлены в 2012 году. Центральная площадь Мехико и расположенный на ней Кафедральный собор становятся в Великую пятницу площадкой для театральной постановки, посвященной Страстям Христовым - крестному пути и распятию. Сцены включали в себя разговор Христа с Понтием Пилатом, осуждение, избиение Христа плетьми, крестный путь и распятие.
Сотни верующих собираются в Великую пятницу в филиппинской деревне Сутуд на кровавый ритуал распятия в память о крестной смерти Иисуса Христа. Одни добровольно идут на муки в знак благодарности Богу за дарованное выздоровление или спасение во время несчастного случая, другие же воспринимают это как очищение от совершённого греха и раскаяние.
Подобное наблюдается в стране с 1940-х годов и с каждым годом привлекает все больше туристов. Католическая церковь не одобряет эту практику и критикует организаторов за коммерциализацию Великой пятницы с целью привлечения туристов.
Именины:
Макар, Михаил