Всемирный день анимешника ежегодно отмечают все любители японской анимации 11 апреля. Для фанатов аниме праздник стал фантастическим днем, когда люди собираются вместе, устраивают флешмобы и отдают дань оригинальному искусству японской анимации. Главная цель организаторов торжества - развитие и популяризация культуры аниме во всем мире.
История аниме
История аниме берёт начало в XX веке, когда японские кинорежиссёры начинают первые эксперименты с техниками мультипликации, изобретёнными на Западе. Старейшая из известных сохранившихся японских анимаций - «Katsudo Shashin» длится всего 3 секунды.
Одним из самых первых аниме стал продемонстрированный в 1917 году двухминутный комедийный фильм «Namakura Gatana», в котором самурай собирается испытать свой новый меч, но терпит поражение от горожанина. Первопроходцами в области японской мультипликации стали Симокава Отэн, Дзюнъити Коти и Сэитаро Китаяма. Одним из наиболее популярных и доступных методов на тот момент была техника вырезной анимации, её применяли такие аниматоры, как Санаэ Ямамото, Ясудзи Мурата и Ноборо Офудзи.
Позднее распространилась также техника аппликационной анимации. Успеха в развитии техники анимации добились и другие мультипликаторы, такие как Кэндзо Масаока и Мицуё Сэо, использовавшие, в частности, анимационные фильмы в образовательных и пропагандистских целях. Первым звуковым аниме стал снятый Масаокой в 1933 году короткометражный фильм Chikara to Onna no Yo no Naka.
К 1940 году начали образовываться организации мультипликаторов и художников, такие как Shin Mangaha Shudan и Shin Nippon Mangaka. В то время аниме активно использовалось в качестве средства государственной пропаганды. Одним из первых полнометражных анимационных фильмов стал снятый Мицуё Сэо в 1945 году «Momotarou: Umi no Shinpei», спонсорскую поддержку при создании фильма оказал Императорский флот Японии.
Основоположником традиций современного аниме стал Осаму Тэдзука - он заложил основы того, что позднее преобразовалось в современные аниме-сериалы. Например, Тэдзука заимствовал у Диснея и развил манеру использования больших глаз персонажей для передачи эмоций, именно под его руководством возникали первые произведения, которые можно отнести к ранним аниме.
Первой работой Тэдзуки стала манга «Shin Takarajima». Впоследствии он создал мангу под названием Tetsuwan Atomu, которая и принесла ему успех. К 1970-м годам популярность манги заметно возросла, многие произведения были анимированы. Тэдзуку благодаря его работам часто называли «легендой» и «богом манги и аниме».
За почти вековую историю аниме прошло долгий путь развития от первых экспериментов в анимации, фильмов Тэдзуки до нынешней огромной популярности по всему миру. С годами сюжеты аниме, первоначально рассчитанного на детей, становились всё сложнее.
Появились аниме-сериалы, рассчитанные на подростковую аудиторию - юношей и девушек старше четырнадцати лет. Эти сериалы нашли поклонников и среди взрослых, в редких случаях вплоть до преклонных лет. В своём развитии аниме немного отставало от манги, которая зародилась на несколько лет раньше и к тому времени уже завоевала популярность среди всех кругов населения Японии.
В наши дни аниме представляет собой уникальный культурный пласт, объединяющий как сериалы для детей - аниме в его изначальном понимании, так и подростковые произведения, зачастую, достаточно серьёзные и для просмотра взрослыми - сёнэн, сёдзё - аниме для девушек, и даже полноценное «взрослое» аниме - сэйнэн и дзёсэй. В отдельное направление выделились хентай - аниме порнографической направленности.
Вершиной аниме принято считать работы режиссёра Хаяо Миядзаки. Его «Унесённые призраками» стали первым и единственным анимационным фильмом, получившим премию Берлинского кинофестиваля, как «Лучший фильм», а не «Лучший мультфильм».
Искусство празднования
Ежегодно 11 апреля во всем мире поклонники японских мультфильмов, актеры и представители субкультуры отмечают торжество, посвященное искусству аниме. Любителей аниме называют отаку. На первый взгляд, мультики в стиле манги кажутся странными и непонятными. Лишь поняв внутреннее значение культуры аниме, можно понять смысл японской мультипликации.
В сюжетах мультфильмов ведутся вечные споры между добром и злом, миром и войной, раскрываются темы настоящей любви и дружбы, саморазвитии. Создатели находят источники для вдохновения в комиксах, интернет-играх и литературных произведениях. Главный признак стиля аниме - очень большие глаза.
В день праздника фанаты субкультуры переодеваются в костюмы любимых героев и собираются вместе для проведения конкурсов и мастер-классов. В день анимешников принято дарить друг другу связанные с японским искусством подарки. Поклонники оригинального жанра устраивают интересные шоу и проводят различные акции. В этот день по телевизору часто показывают мультфильмы в стиле манги.