Ливадийский дворец - бывшая южная резиденция российских императоров, расположенная на берегу Чёрного моря в Республике Крым. Дворец в лёгком «итальянском» стиле строился с апреля 1910 по сентябрь 1911 года по проекту архитектора Николая Петровича Краснова.
Своеобразие дворца заключается в том, что Краснов смог органично соединить и в общей планировке дворца, и в художественной отделке его интерьеров, характерные черты двух художественных направлений - историзма и модерна. В целом дворец является ярким воплощением характерных черт своей эпохи.
Идея комфорта, создания максимума удобств в жилых помещениях стала главной. Поэтому работа над проектом начиналась с проектирования внутренних комнат. Для того чтобы ярче подчеркнуть во дворце стиль итальянского Возрождения, Краснов решает сделать центром всей композиции здания большой внутренний двор, имеющий характерные черты внутренних двориков в итальянских палаццо XV-XVI вв.
Во дворце, предназначенном для летнего отдыха, самым главным было обеспечение связи его с окружающим его парком. Краснов так расположил комнаты, залы и помещения, что буквально изо всех мест дворца можно легко попасть в парк. Перед архитектором стояли и другие очень важные задачи: вписать большое здание в окружающий ландшафт и в уже существующие постройки; и наполнить дворец светом и солнцем. И решить это ему вполне удалось.
Дворец построен так, что хорошо виден с моря. Его белокаменный корпус торжественно и четко выделяется на фоне вечнозеленой растительности парка. Одна из самых замечательных частей дворца - итальянский дворик. Он открывается взору сквозь великолепные ажурные кованые ворота итальянской работы. Дворик с четырех сторон окружает аркада. В общий ансамбль органически вписались и мраморные диваны с высокими спинками, покрытыми рельефным растительным орнаментом, и подлокотниками в виде грифонов.
Чтобы усилить открытость зданий свету, солнцу, природе, воздуху, Краснов к террасам, балконам, открытым галереям, эркерам, которые опоясали здание, прибавляет еще внутренние дворики и солярий на крыше. В условиях сложного рельефа Южного берега Крыма необходимо было обеспечить всестороннюю обозримость зданий не только с фасадов, но и с удаленных точек, даже сверху. Это достигнуто с помощью различных башен, декоративных деталей.
Соразмерность отдельных частей, придающую гармонию зданию, искусство проработки деталей, удачное использование местного строительного материала - все эти черты, характерные для Ливадийского дворца, позволяют отнести его к лучшим архитектурным памятникам начала XX века. При этом дворец получился, в соответствии с требованиями нового времени, удобным, комфортабельным, гигиеничным. Здесь имелись электрическое освещение, горячая и холодная вода во всех помещениях, центральное отопление с вентиляцией, морская вода для ванн, лифт, телефон и так далее.
Парк дворца занимает 40 га, заложен знаменитым садоводом Делингером. На его территории произрастает множество видов деревьев и других растений. Он сохранил свой первоначальный вид и считается памятником садово-паркового искусства. От парка в сторону Ласточкиного гнезда начинается Царская тропа. Её создали специально для прогулок царской семьи.
В здании действует музей основным предметом деятельности которого является сохранение и учет памятников культурного наследия, их охрана, реставрация, исследования, издательская, выставочно-экспозиционная, экскурсионная, просветительская деятельность, формирование и сохранение коллекций, проведение научных конференций, международных симпозиумов, организация культурного туризма, создание условий для культурного отдыха и досуга.
- Вестибюль оформлен в стиле итальянского ренессанса и украшено лепными барельефами. Здесь же располагается огромный камин.
- Парадная столовая. Изысканный внутренний интерьер комнаты дополняют лепнина и декоративные элементы из редчайшего каррарского мрамора.
- Ожидательная. Стены холла отделаны ореховыми панелями. Отдельного внимания заслуживают камин из зеленого мрамора, обрамленный лакированным деревом, и венецианская люстра.
- Приемный кабинет. Зал с отделкой из красного дерева выполнен в соответствии с требованиями стиля жакоб. В центральной части помещения находится резной беломраморный камин.
- Бильярдная. Просторная комната в стиле Тюдоров удивляет расписным потолком и эффектным оттенком обшитых каштановым деревом стен.
- Рабочий кабинет императора. Оформление кабинета подчинено стилю модерн: стены декорированы кленовыми панелями, а источником тепла служит камин из серо-зеленого дионита.
- Спальня Их Императорских Величеств. Комната, предназначавшаяся для отдыха и уединения императорской четы, обладала особой элегантностью за счет белой обшивки стен.
- Библиотека. Зал отличает простота и лаконичность оформления. По всему периметру помещения расположены книжные стеллажи из красного дерева.
- Кабинет императрицы. Для отделки помещения был выбран стиль ар-нуво, адаптированный под женские вкусы и потребности.
- Гостиная императрицы. Помещение, отличающееся особым изяществом отделки, использовалось женой последнего русского царя в качестве приемной.
- Малая столовая. Комната, служившая в Ливадийском дворце местом сбора всей императорской фамилии, имеет тисовую отделку.
- Классная комната Великих княжон. В помещении с дубовой обшивкой представлены акварели архитектора Ливадийского дворца.
- Итальянский дворик. Пространство этого внутреннего двора со всех сторон ограничено колоннадой в тосканском стиле. Центром архитектурной композиции служит мраморный фонтан.
- Арабский дворик. В отличие от Итальянского, Арабский дворик проектировался не для гуляний и отдыха. Сооружение выполняет функцию светового колодца.
- Крестовоздвиженская домовая церковь. Белое здание в лучших традициях византийской архитектуры сохранило свой первоначальный облик лишь отчасти.