Русский художник-живописец и рисовальщик. Мастер портретов, исторических и религиозных полотен. Изредка выполнял скульптурные работы. Явился предшественником экспрессионизма. Среди его портретных работ хрестоматийную известность приобрели изображения писателей-современников: Николая Алексеевича Некрасова и Льва Николаевича Толстого.
Николай Ге родился 27 февраля 1831 года в городе Воронеж. После гимназии, юноша сначала выбрал физико-математический факультет Киевского университета. Проучившись год перевелся в Санкт-Петербургский государственный университет. Но тяга к живописи и природный талант сказали свое веское слово и вскоре юноша поступил в академию художеств, где проучился семь лет. В 1857 году за дипломную картину «Саул у Аэндорской волшебницы» выпускник получил большую золотую медаль, звание классного художника Первой степени и право на зарубежное обучение.
За шесть лет Ге побывал в Германии, Швейцарии, Франции и с 1860 года обосновался в Италии. Художник неустанно работал: писал портреты, пейзажи, делал эскизы к историческим картинам из жизни Древнего Рима и средневековья.
В Петербург Николай Николаевич вернулся в 1863 году с картиной «Тайная вечеря». Работа написана явно вне канонов академизма, но она понравилась Александру II, и император ее приобрел. Этот успех не могла не отметить академия художеств, присвоив Ге звание профессора исторической и портретной живописи. На следующий год Ге снова уехал в Италию и провел там еще несколько лет, продолжая трудиться над евангельскими сюжетами, пейзажами и портретами.
Приехав в Санкт-Петербург в 1870 году Ге включился в общественную и духовную жизнь столицы. В поисках тем обращался к истории. Картина «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе» вновь принесла ему успех. Но у художника случались и неудачи, которые тяжело переживал. Одно время даже забросил кисть и занялся сельским хозяйством.
На рубеже 1870-х и 1880-х Ге вернулся в искусство. Отныне в его творчестве возобладали евангельские темы. Исключение делал только для портретов. Среди его работ хрестоматийную известность приобрели изображения писателей-современников: Михаила Салтыкова-Щедрина, Николая Некрасова, Льва Толстого. Живопись Ге претерпела весьма разительные перемены. Она приобрела лихорадочную и пугающую взволнованность, что впоследствии дало право включать его в предшественника экспрессионизма.
В 1875 году Ге навсегда покинул Петербург и переселился в Украину, на Черниговщину. Художник купил небольшой хутор в Черниговской губернии, неподалеку от железнодорожной станции Плиски. До 1879 года мастер почти не работал. В его душе совершился серьезный переворот: он на время отказался от искусства и занялся вопросами религии и морали. В своих записках Николай Николаевич писал, что надо жить сельским трудом, что искусство не может служить средством к жизни, что им нельзя торговать.
Однако, крайняя нужда, заставила художника ради получения средств к существованию и выплаты накопившихся долгов писать много «заказных» портретов местных богачей, за которые Ге брался крайне неохотно. Так, им выполнены парные портреты крупного сахарозаводчика Терещенко и его супруги, портрет соседа по имению крепостного помещика Ивана Петрункевича.
Свидетельством духовного кризиса, по-видимому, можно считать картину «Милосердие» написанную в 1880 году, где Николай Ге нарушил все тогдашние каноны в изображении Иисуса Христа: его герой изображен в виде оборванного нищего. Работа подверглась уничтожающей критике и оказалась не принята «в обществе». В порыве душевного волнения художник уничтожил это полотно. Позднее, специалисты Третьяковской галереи с помощью рентгенограммы обнаружили картину «Милосердие»: поверх нее и была написана маслом картина «Что есть истина?».
Николай Николаевич Ге скончался 13 июня 1894 года в украинском селе Шевченко.
Жена - Анна Петровна Забела (Забелло-Ге; 1831-1891), киевлянка.
Сын - Николай Николаевич (младший; 1857-1938), в 1895 году поселился в Алуште со своей двоюродной сестрой Зоей Григорьевной Рубан-Щуровской (1861-1942), участницей народовольческого движения.
Сын - Петр Николаевич (1859-1939), был женат на своей двоюродной сестре, Екатерине Ивановне Забеле, родной сестре певицы Надежды Ивановны Забелы-Врубель, ставшей женой художника М. А. Врубеля.
Картины
«Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе»
«А. С. Пушкин в селе Михайловском»
«Портрет физиолога доктора Морица Шиффа»
«Портрет Л. Н. Толстого»
«Христос и Никодим»
«Мария, сестра Лазаря, встречает Христа, идущего к ним в дом»
«Тайная вечеря»
«Выход Христа с учениками с Тайной вечери в Гефсиманский сад»
«В Гефсиманском саду»
«Совесть, Иуда»
«Что есть истина?»
«Суд синедриона»
«Голгофа»
«Распятие»
«Вестники Воскресения»
Коллекции работ Н. Н. Ге хранятся во многих музеях мира, в том числе в Третьяковской галерее (Москва), Русском музее (Санкт-Петербург), Национальном музее «Киевская картинная галерея» (до марта 2017 года - Киевский музей русского искусства).
В мае 2011 года Третьяковская галерея стала владельцем коллекции рисунков Н. Н. Ге. Коллекция состоит из 55 листов крупного формата; в неё входят этюды, эскизы и наброски к произведениям разных лет, иллюстрации.
Почтовые марки России, 2006 год: Портрет работы Репина и Картина «Петр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе».