В павильоне «Рабочий и колхозница» на ВДНХ, 24 ноября 2017 года состоялось открытие выставки «Казимир Малевич. Не только «Черный квадрат». В экспозиции представлены редкие работы художника из музеев и частных коллекций, абстрактная живопись и патриотические плакаты, ранние пейзажи и книги, личные вещи и даже флакон для одеколона «Северный», созданный им.
Выставка посвящена реформатору искусства XX века, создателю супрематизма Казимиру Севериновичу Малевичу. Куратор выставки - один из ведущих исследователей русского авангарда, доктор искусствоведения Александра Шатских - автор трудов, посвященных творчеству Казимира Малевича и Марка Шагала.
Эти работы создателя легендарного «Черного квадрата» и основателя супрематизма Вы вряд ли когда-нибудь видели. Ознакомиться с уникальными творениями художника можно до 25 февраля 2018 года. Так же по выставке «Казимир Малевич. Не только «Черный квадрат» осуществляются экскурсии.
Экспозиция заняла два этажа павильона, став самой полной, начиная с 1988 года - того времени, когда впервые заговорили о Малевиче. Вся выставка посвящена редким работам, представленным широкой публике впервые. Они проливают свет на такие разные грани творчества и характера великого мастера, личность которого остается загадкой и в то же время притягивает внимание уже целый век. Отдельный зал посвящен семейному древу Малевичей, где представлены фотографии, письма из личного архива родственников художника.
На выставке представлены живописные и графические работы всех этапов творчества художника: авангард, супрематизм, пост-супрематизм, реализм, архитектоны и другие. В числе работ - знаменитый Косарь, «Четыре квадрата», «Дом с верандой», графическая версия «Черного квадрата», «Жизнь в большой гостинице» - авторство Малевича в этой картине подтвердили лишь 10 лет назад, «Зимний пейзаж», известный до этого лишь специалистам и многие другие.
Сенсация выставки - его уникальные архитектоны. Супрематические архитектурные модели были впервые созданы Малевичем в 1923 году. Представляют собой объемные композиции из гипса, дерева и картона, которые состоят из геометрических фигур и врезаются друг в друга под прямым углом. В них можно разглядеть прообразы небоскребов.
Одним из сюжетов выставки стала работа Малевича над оформлением футуристической оперы Михаила Матюшина и Алексея Крученых «Победа над солнцем» - в экспозиции «Рабочего и колхозницы» можно увидеть созданные художником эскизы декораций и костюмов к опере. Также представлены малоизвестные широкой публике гелиогравюры из «Юбилейного альбома Московского Художественного театра», над которыми художник работал в начале 1910 года, и «патриотический лубок» - литографированные плакаты и открытки, созданные Малевичем в начале Первой мировой войны.
Мечты о Северном полюсе - ледяная скала, а на ней белый медведь. Вот он, самый первый экземпляр одеколона «Северный». Этот флакон Малевич придумал по заказу крупнейшей парфюмерной фирмы еще в 1911 году, духи пользовались невиданной популярностью и отлично продавались.
Впервые на выставке можно увидеть иллюстрации к поставленному Немировичем-Данченко спектаклю «Анатэма». Церковь запретила пьесу, назвав ее кощунственной - главным героем драмы был сатана, дьявол во плоти. Тогда Малевич в знак солидарности выпустил альбом с зарисовками. Выставка сопровождается обширным документальным материалом из государственных и частных архивов, который иллюстрирует путь Казимира Малевича как художника, теоретика и культурного деятеля и раскрывает новые, неожиданные аспекты его личной и творческой жизни.