Бабель Исаак Эммануилович

Писатель и драматург. Журналист. Известен циклами коротких, емких и разошедшихся на цитаты рассказов о России времен гражданской войны и жизни еврейской Одессы. Его книги переведены на многие иностранные языки. Его творчество получило широкое признание в Советском Союзе.


Исаак Бабель родился 13 июля 1894 года в городе Одесса, Украина. Мальчик вырос в зажиточной и образованной еврейской семье. Учился в Одесском коммерческом училище имени Николая Iю Затем продолжил обучение в Коммерческом институте. Увлекался историей, изучал языки: немецкий, английский, французский.

Писать начал в пятнадцать лет. Участвовал в любительских спектаклях и сочинял пьесы. Завершив образование не пошел по финансовой части, а стал служить в книжном издательстве. Одесса его детства, юности: яркий, колоритный, праздничный мир, который любил. У жителей города имелся свой особый говор, бытовой уклад и редкостное чувство юмора. Сгустком энергии Одессы была Молдаванка, где обитали извозчики, грузчики, налетчики и воры: основные персонажи «Одесских рассказов» писателя.

В 1916 году Бабель приехал в Санкт-Петербург с твердым намерением жить писательским трудом. Два рассказа автора: «Элья Исаакович и Маргарита Прокофьевна» и «Мама, Римма и Алла» опубликованы в журнале «Летопись». Рассказы вызвали интерес у читающей публики и у судебных органов. Бабеля собирались привлечь к уголовной ответственности за порнографию. Февральская революция спасла его от суда, который уже назначен на март 1917 года. Семь лет Бабель ездил по стране, сменив множество профессий. Служил в ЧК, был корреспондентом газеты «Красный кавалерист», участвовал в продовольственных экспедициях, воевал на румынском, северном, польском фронтах, выступал репортером тбилисских и петроградских газет.

Бабель в 1920 году отправился в Ростов-на-Дону, где присоединился к первой конной армии Семена Буденного. Участвовал в боевых действиях и вел дневник, ставший основой цикла рассказов «Конармия». Буденный оказался в гневе, прочитав рассказы, и требовал защитить от безответственной клеветы тех, кого писатель оплевывает художественной слюной классовой ненависти. Однако Максим Горький, защищая Бабеля, писал, что тот показал бойцов первой конной ярче, чем Николай Гоголь казаков.

С 1922 по 1923 год рассказы Бабеля стали печататься в одесских газетах «Лава», «Силуэты», «Известия» и журнале «Моряк». Среди них самыми заметными стали «Грищук» и «Король». На протяжении следующего года произведения писателя начали публиковаться в московских литературных журналах «Леф», «Красная новь», «Прожектор», в газете «Правда».

В середине и второй половине 1920-х годов Бабель создал и опубликовал большую часть своих произведений, став одним из наиболее заметных отечественных писателей. В 1925 году отдельным изданием вышли три сборника его рассказов. В 1926 году в печати появилось первое издание новелл из цикла «Конармия». Впоследствии оно неоднократно дополнялось и дорабатывалось. Всего Бабелем было задумано 50 новелл, опубликовано только 37. Последним из опубликованных произведений цикла стала новелла «Аргамак».

В 1927 году писатель принял участие в коллективном романе «Большие пожары», публиковавшемся в журнале «Огонек». Через год дебютировал как драматург, написав пьесу «Закат». В цикле «Одесские рассказы», который выпущен отдельным изданием в 1931 году, в романтическом ключе изобразил жизнь еврейских уголовников начала XX века. Самым ярким героем этих произведений стал налетчик Беня Крик, прототипом которого выступил легендарный одесский налетчик Мишка Япончик.

Перу Бабеля принадлежит также ряд киносценариев. В июле 1925 года написал киносценарий «Соль». Затем последовали сценарии фильмов «Еврейское счастье», «Блуждающие звезды», «Беня Крик», «Китайская мельница», «Летчики». Также Исаак работал над экранизациями романа Николая Островского «Как закалялась сталь» и поэмы Всеволода Багрицкого «Дума про Опанаса». В 1935 году совместно с Сергеем Эйзенштейном написал сценарий для картины «Бежин луг», которая в последствие оказалась запрещена как «идейно порочная» и уничтожена. Последний сценарий «Мои университеты», по трилогии Максима Горького написан для киностудии «Союздетфильм».

Помимо собственного творчества Бабель занимался переводами с французского и идиша писателей: Ги де Мопассана, Шолома-Алейхема, Давида Бергельсона, Менделе Сфорима. Бабель часто бывал за границей, некоторое время жил во Франции. В 1935 году стал участником проходившего в Париже Конгресса писателей в защиту культуры.

С середины 1930-х годов у писателя начался творческий кризис: мало писал, в основном собирал материалы для будущих книг, почти не публиковался. Одним из наиболее заметных произведений этого периода стала пьеса «Мария». В 1936 году издан последний сборник новелл Бабеля. В 1937 году отдельно напечатан рассказ «Ди Грассо». В том же году писатель сообщил в печати о том, что окончил пьесу о Григории Котовском, а затем и о завершении сценария «Старая площадь». Ни одно из этих произведений при жизни писателя опубликовано не было.

Летом 1938 года президиум Союза Писателей СССР утвердил Бабеля членом редакционного совета Государственного издательства художественной литературы.

Исаак Бабель арестован 15 мая 1939 года на даче в Переделкино по обвинению в принадлежности к троцкистской террористической организации и в шпионаже в пользу французской и австрийской разведок. При аресте у него изъяли несколько папок рукописей, которые оказались навсегда утраченными. После серии непрерывных допросов Бабель вынужден дать признательные показания, от которых позднее во время судебного заседания отказался.

Российский писатель Исаак Эммануилович Бабель расстрелян 27 января 1940 года. В тот же день его тело предано огню в крематории Донского монастыря. Сведений о месте захоронения праха нет. Полностью реабилитирован только в 1954 году.

Творчество Исаака Бабеля

Творчество Исаака Бабеля

Всего Бабелем написано около 80 рассказов, объединенных в сборники, две пьесы и пять киносценариев.

Цикл статей «Дневник» (1918) о работе в ЧК и Наркомпросе.
Серия очерков «На поле чести» (1920) на основе фронтовых записок французских офицеров.
«Конармейский дневник 1920 года»
Сборник «Конармия» (1926), переизд. 1933.
«Одесские рассказы» (1931).
Пьеса «Закат» (1928).
Пьеса «Мария» (1935).
Неоконченный роман «Великая Криница», из которого была опубликована только первая глава «Гапа Гужва» («Новый мир», № 10, 1931).
фрагмент повести «Еврейка» (опубликован в 1968 г.).
Конармейский дневник 1920 года.

Издания сочинений

Любка Козак. - М., Огонек, 1925
Рассказы. - М., Огонек, 1925. - 32 с.
Рассказы. - М.-Л., ГИЗ, 1925. - 112 с.
Беня Крик. - М., Круг, 1926
Либретто кинофильма «Беня Kpик». Вироб Одеської фабрики ВУФКУ 1926 року. Киев, 1926. - 8 с. - 5000 экз.[69]
Блуждающие звезды. - М., Кинопечать, 1926
История моей голубятни. - М.-Л., ЗИФ, 1926. - 80 с.
Конармия. - М.-Л., ГИЗ, 1926
Рассказы. - М.-Л., ГИЗ, 1926
История моей голубятни. - Париж, 1927
История моей голубятни. - М.-Л., ЗИФ, 1927
Конармия. - М.-Л., ГИЗ, 1927
Конармия. - М., ФОСП, 1927
Конец св. Ипатия. - М.-Л., ЗИФ, 1927
Рассказы. - М.-Л., ГИЗ, 1927 - 64 с.
Рассказы. - М.-Л., ГИЗ, 1927. - 128 с.
Закат. - М., «Круг», 1928. - 96 с., 5 000 экз.
Конармия.- М.-Л., ГИЗ, 1928
История моей голубятни. - М., ГИЗ, 1930
Конармия. - М.-Л., ГИЗ, 1930
Одесские рассказы. - М., ОГИЗ-ГИХЛ, 1931. - 144 с., 10 000 экз.
Конармия. - М., ОГИЗ-ГИХЛ, 1931
Рассказы. - М., Федерация, 1932
Конармия. - М., ГИХЛ, 1933
Рассказы. - М., Гослитиздат, 1934
Мария. - М., Гослитиздат, 1935. - 66 с., 3 000 экз.
Рассказы. - М., Гослитиздат, 1935
Избранные рассказы. - М., 1936, 2008. - 40 с., 40 000 экз. (Библиотека «Огонек»).
Рассказы. - М., Гослитиздат, 1936
Избранное / Предисл. И. Эренбурга. - М., Гослитиздат, 1957.
Избранное / Вступ. ст. Л. Поляк. - М., Художественная литература,1966.
Избранное / Предисл. И. Эренбурга, составление и подг. Г. Мунблита, худ. Г. Ефремова - Кемерово, 1966
Конармия. Избранные произведения / Послесл. В. Звиняцковского; Илл. Г. Гармидера. - К.: Дніпро, 1989. - 350 с.
Пробуждение: Очерки. Рассказы. Киноповесть. Пьеса / Сост., подг. текстов, вступ. статья, примеч., хронологич. указатель У. М. Спектора. - Тбилиси: Мерани, 1989. - 432 с.
Избранное / Сост., предисл. и коммент. В. Я. Вакуленко. - Фрунзе: Адабият, 1990. - 672 с.
Конармия /Сост. А. Н. Пирожкова-Бабель/. Вошли: Конармия. Конармейский дневник 1920 года. Одесские рассказы. Публицистика. Рассказы разных лет. Воспоминания, портреты, статьи.-М., Правда (Библиотека журнала «Знамя»), 1990. 480 стр. Тираж 400 тыс. экз.
Сочинения: В 2 тт. - М.: ИХЛ, 1990 / сост. А. Пирожкова, вступ. ст. Г. Белой, прим. С. Поварцова, допечатка т. 1 - 1991, т. 2 - 1992 г.
Одесские рассказы.- Одесса: Добровольное общество любителей книги. 1991, стр.221, формат 93×67 мм, тираж 20 000 экз, тв.переплет.
Сочинения в двух томах. М., Терра, 1996., 15 000 экз.
Дневник 1920 (конармейский). - М.: МИК, 2000.
Конармия И. Э. Бабель. - Москва: Детская литература, 2001.
Собрание сочинений: В 2 т. - М., 2002.
Собрание сочинений: В 4 т. / Сост., прим., вступ. ст. И. Н. Сухих. М.: Время, 2006.
Собрание сочинений: В 3 т. / Сост., прим. вступ. ст. И. Н. Сухих. СПб.: Азбука, 2012. - 2 000 экз.
Рассказы / Сост., подг. текстов, послесловие, коммент. Е. И. Погорельской. СПб.: Вита Нова, 2014. - 1000 экз.
Письма другу: Из архива И. Л. Лившица / Сост., подг. текстов и коммент. Е. Погорельская. М.: Три квадрата, 2007. - 3000 экз.

Постановки спектаклей

Пьеса «Закат», которую показал на сцене МХАТ 2-й еще при жизни автора (1928), в перестроечное и постсоветское время была вновь поставлена многими театрами, в том числе:

в 1987 году режиссером Андреем Гончаровым в Московском театре имени В. Маяковского;
в 1998 году режиссером Семеном Спиваком в Молодежном театре на Фонтанке (спектакль «Крики из Одессы»);
в 2001 году режиссером Мариной Глуховской в Омском академическом театре драмы.
В 2012 году режиссером Диденко, Максимом Владимировичем в Центре им. Мейерхольда
Ряд театров - Театр им. Е.Вахтангова в Москве, Рижский театр русской драмы и др. - поставили мюзикл «Биндюжник и Король» (музыка Александра Журбина, либретто Асара Эппеля), созданный по мотивам той же пьесы; в нескольких постановках шел под названием «Закат».

Начиная с 1960-х годов, в профессиональных и самодеятельных театрах разных городов СССР осуществлялись постановки инсценировок по «Конармии» и «Одесским рассказам». В 1968 г. в Ленинграде режиссер Ефим Давидович Табачников поставил спектакль по пьесе И.Бабеля «Мария» в народном театре при Дворце культуры Ленсовета. Наиболее известен спектакль «Пять рассказов Бабеля», поставленный Ефимом Кучером в Театре на Таганке (1980).

Экранизации

«Беня Крик» / «Карьера Бени Крика» 1926 Владимир Вильнер Юрий Шумский немой
«Биндюжник и король» 1989 Владимир Алеников Максим Леонидов
«Искусство жить в Одессе» 1989 Георгий Юнгвальд-Хилькевич Сергей Колтаков
«Закат» 1990 Александр Зельдович Виктор Гвоздицкий
«Жизнь и приключения Мишки Япончика» 2011 Сергей Гинзбург Евгений Ткачук

Память об Исааке Бабеле

Память об Исааке Бабеле

Еще в 1968 году группа альпинистов-одесситов, покорив на Памире безымянный пик высотой 6007 м, назвала его пиком Бабеля (наименование было утверждено два года спустя).

В 1989 году одна из улиц Молдаванки получила название в честь Бабеля.

Мемориальная доска в Одессе, на доме, где он жил

Торжественное открытие памятника писателю в Одессе состоялось 4 сентября 2011 года. Автор памятника - народный художник РФ Георгий Франгулян. Монумент установлен на пересечении улиц Жуковского и Ришельевской, напротив дома, где он когда-то жил. Скульптурная композиция представляет собой фигуру писателя, сидящего на ступеньках, и катящееся колесо, на котором начертано «Исаак Бабель». Территория у памятника выложена традиционной одесской брусчаткой. Памятник был сооружен по инициативе Всемирного клуба одесситов на средства спонсоров со всего мира.

В городе Одесса на доме расположенном по адресу ул. Ришельевская 17, где жил писатель, установлена мемориальная доска. Сам дом - памятник архитектуры, построен в начале XX века по проекту Самуила Гальперсона. Первоначально здание принадлежало инженеру С. Райху и являлось доходным домом. Семья Бабеля поселилась сюда после возвращения из г. Николаева в 1905 году. Их квартира № 10 находилась на четвертом этаже, балкон выходил на улицу Ришельевскую. Владел квартирой отец писателя Эммануил Бабель - предприниматель, имевший контору по продаже земледельческих машин. Там же до своей смерти в 1913 году жила бабушка писателя Миндля Ароновна, которая стала героиней одного из ранних произведений писателя «Детство. У бабушки». В 2015 году были завершены работы по капитальной реконструкции этого здания. Дворик украшен изображениями достопримечательностей Одессы и сюжетов из ее истории.

В честь И. Э. Бабеля назван астероид (5808) Бабель, открытый астрономом Людмилой Карачкиной в Крымской Астрофизической обсерватории 27 августа 1987 г.

Семья Исаака Бабеля

Семья Исаака Бабеля

Отец - Эммануила Бабель.
Мать - Фейга Бабель.

Первая жена - Гронфейн, дочь богатого киевского промышленника Евгения Гронфейн, союз с которой распался из-за того, что писатель не захотел эмигрировать с семьей во Францию.
Дочь - Наталия (1929-2005), многое сделала для популяризации творческого наследия отца за рубежом. При ее содействии опубликовала полное собрание сочинений Бабеля на английском языке.

Вторая жена - Антонина Пирожкова (брак с 1934). В 1972 году она стала составителем сборника воспоминаний и материалов «Исаак Бабель. Воспоминания современников», входила в Комиссию по литературному наследию Бабеля.
Дочь - Лидия (род. 1937), проживала в США.
Внук - Андрей Малаев-Бабель, американский режиссер и актер.

У писателя также был сын от гражданского брака с Тамарой Кашириной - Михаил Иванов (1927-2000), ставший известным советским художником-шестидесятником.

27.01.2018
  • Российский Писатель

Дата рождения: 13 июля 1894 года (127 лет назад)
Дата смерти: 27 января 1940 года (82 года назад)
ЗАКРЫТЬ X
rus.team
Яндекс.Метрика
© 2021 RusTeam.media
Российское информационное агентство Рустим
Телефон редакции: +7 (495) 24-10-100,
email: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript..
 
При полном или частичном использовании и воспроизведении материалов сайтов ссылка на RusTeam.media обязательна. Для веб-сайтов интерактивная ссылка на сайт rus.team обязательна. Мнение авторов публикаций может не совпадать с позицией редакции агентства.