Русский художник. Историк искусства. Художественный критик. Основатель и главный идеолог объединения «Мир искусства». Принимал участие в оформлении «Русских сезонов» Сергея Дягилева в Париже, создавая декорации к балетам и драматическим спектаклям. Много работал в оперном театре Ла Скала. Заведовал Картинной галереей Эрмитажа.
Александр Бенуа родился 3 мая 1870 года в городе Санкт-Петербург. Мальчик появился на свет в семье известного архитектора, Николая Леонтьевича Бенуа и вырос в атмосфере почитания искусства. Однако художественного образования не получил, а обучался на юридическом факультете Санкт-Петербургского университета,
Юноша самостоятельно изучал историю искусства, а также занимался рисованием и живописью. Делал это настолько основательно, что сумел написать главу о русском искусстве для третьего тома «Истории живописи в XIX веке» Рихарда Мутера, вышедшего в 1894 году. О нем сразу заговорили как о талантливом искусствоведе.
В 1897 году по впечатлениям от поездок во Францию создал первую серьезную работу, серию акварелей «Последние прогулки Людовика XIV», показав себя в ней самобытным художником. Неоднократные поездки в Италию и Францию и копирование там художественных сокровищ, изучение сочинений Сен-Симона, литературы Запада XVII-XIX веков, интерес к старинной гравюре явились фундаментом его художественного образования.
Бенуа выступил как пейзажист, создав акварели города Санкт-Петербург. С 1897 по 1898 год написал акварелью и гуашью серию пейзажных картин Версальских парков, воссоздав в них дух и атмосферу старины. К концу XIX-началу XX века Бенуа снова возвратился к пейзажам Петергофа, Ораниенбаума, Павловска. Прославлял красоту и величие архитектуры XVIII века. Природа интересует художника главным образом в ее связи с историей. Работал и как историк искусства.
В 1911 году выходит, лучшее дореволюционное издание знаменитой повести Александра Пушкина «Пиковая дама» с иллюстрациями Бенуа. Основой оформительского замысла служат шесть страничных иллюстраций, где проходит главная линия графического рассказа: карточный выигрыш молодой русской графини; вечерний туалет графини, уже постаревшей и одряхлевшей; стремительный проход Германна через спальню мертвой графини; ночной визит призрака; роковой проигрыш у Чекалинского; символическое изображение Смерти. Превосходно скомпонованные, звучные, эти иллюстрации похожи на завершенные картины.
Художник подробно, продуманно, с любовью воспроизвел городскую архитектуру, костюмы, быт пушкинского времени. В иллюстрациях заметно и влияние театра: над игорным столом в шестой главе пролетают вполне театральные Черт и Фортуна, а завершающая листовая иллюстрация: Смерть задергивает театральный занавес и гасит свечи, последний музыкант уходит из оркестровой ямы, рождая прямую аналогию с концом спектакля.
После революции 1917 года Александр Бенуа принимал деятельное участие в работе всевозможных организаций, связанных главным образом с охраной памятников искусства и старины, а с 1918 года занялся еще и музейным делом.
В творчестве Бенуа-художника решительно преобладала история. Живописец принимал участие в оформлении «Русских сезонов» Сергея Дягилева в Париже, создавал декорации к балетам и драматическим спектаклям. В эмиграции много работал в Милане в оперном театре Ла Скала. В этот период создал серию видов Петербурга и его пригородов под общим названием «Воспоминания». Иллюстрировал книги русских и французских авторов: «Страдания молодого Вертера» Андре Моруа, «Григорий Орлов» Александра Попова.
В 1927 году много работал над циклом акварелей к роману Анри де Ренье «Грешница». В 1945 году Бенуа создал сюиту из сорока четырех акварелей к повести Александра Пушкина «Капитанская дочка». К сожалению, эти последние книги так и не вышли в свет, однако оригиналы рисунков первой хранятся у коллекционера Рене Герра. Несколько акварелей к обеим книгам сохранились и в фондах Российского государственного архива литературы и искусства.
В целом книжных работ парижского периода у Бенуа не так много, как в дореволюционные годы. В последние годы жизни трудился над мемуарами «Мои воспоминания», на страницах которых воссоздал атмосферу духовных и творческих исканий Серебряного века.
Александр Николаевич Бенуа скончался 9 февраля 1960 года в Париже. Похоронен великий русский художник на французском кладбище Батиньоль.
Сочинения
История русской живописи в XIX веке. 1902.
Азбука в картинках. А. Н. Бенуа. Санкт-Петербург. 1904;
Русская школа живописи, СПБ, 1904;
Современное искусство (Benois, A. Die moderne Kunst. In: Melnik, J. (1906): Russen über Russland. Frankfurt a. M., Rütten & Loening, S. 517-538).
Художественные письма, газета «Речь», ноябрь 1908 - февраль 1917;
Царское село в царствование императрицы Елизаветы Петровны, СПБ, 1910;
История живописи всех времён и народов, т. 1-4, СПБ, 1912-17 (не окончена);
Возникновение «Мира искусства», Л., 1928;
Жизнь художника. Воспоминания, т. 1-2, Нью-Йорк, 1955;
Александр Бенуа размышляет (статьи и письма 1917-1960 г.), М., 1968;
Memoirs, v. 1-2, L., 1960-1964. (англ.)
Мои воспоминания. В пяти книгах. т. 1 и т. 2. Изд. второе, доп. М., Изд. «Наука» 1990.
Бенуа А. Н. Мои воспоминания (в двух томах). - М.: Захаров, 2005. - 912+640 с.
Бенуа А. Н. Мой Дневник: 1916-1917-1918 / Вступит. ст. Дж. Э. Боулта и Н. Д. Лобанова-Ростовского; Подгот. текста Н. И. Александровой и Т. В. Есиной; Коммент. Н. И. Александровой и А. В. Ревякина. - М.: Русский путь, 2003. 704 с, ил.
Бенуа А. Н. Дневник 1916-1918 годов. - М.: Захаров, 2010. - 768 с.
Бенуа А. Н. Дневник 1918-1924 годов. - М.: Захаров, 2010. - 816 с.
Картины
Парад в царствование Павла Первого
Прогулка короля
Куклы
Эскиз костюма короля Идраота к балету «Павильон Армиды»
Эскиз гобелена 1-й картины балета «Павильон Армиды»
Эскиз костюма Армиды к балету «Павильон Армиды»
Масленица
Происходил из художественной династии Бенуа:
Отец - Николай Леонтьевич (Людовикович) Бенуа, русский архитектор, академик и профессор архитектуры Императорской Академии художеств. Главный архитектор Петергофа.
Мать - Камилла Кавос (27.07.1828-23.04.1891), дочь архитектора венецианского происхождения Альберта Кавоса, выстроившего среди прочего Мариинский театр.
Брат - Леонтий (Людвиг) Николаевич Бенуа, архитектор периода эклектики, крупный педагог. Член-основатель и почетный председатель Общества архитекторов-художников. Редактор журнала «Зодчий».
Брат - Альберт Николаевич Бенуа, русский художник, архитектор, академик и действительный член Императорской Академии художеств.
Двоюродный брат - Юлий Юльевич Бенуа, петербургский архитектор, академик архитектуры Императорской Академии художеств и видный специалист по сельскохозяйственному строительству и фермерству.
Жена - Анна Карловна Кинда (брак с 1894), дочь музыканта и капельмейстера Карла Ивановича Кинда.
Дочь - Анна-Камилла-Елизавета (13.08.1895-1984).
Дочь - Елена (31.03.1898, Париж - 16.07.1972, Париж).
Ее мужья: Б. П. Попов (с 1919), И. А. Вышнеградский (с 1923), А. Я. Браславский (с 1929), Реми Клеман (с 1939).
Сын - Николай (19.04.1901-31.03.1988).