Русский композитор. Химик-органик. Доктор медицины. Общественный деятель. Участник «Могучей кучки». Считается одним из основателей классических жанров симфонии и квартета в России. Наиболее значительное произведение композитора: опера «Князь Игорь».
Александр Бородин родился 12 ноября 1833 года в городе Санкт-Петербург. Отцом мальчика являлся грузинский князь Лука Гедианов, а матерью Евдокия Антонова. Они никогда не были женаты и при рождении записан сыном крепостного слуги князя, Порфирия Ионовича Бородина и его жены Татьяны Григорьевны. До семи лет являлся крепостным своего отца, который перед смертью в 1840 году дал сыну вольную и купил четырехэтажный дом для него и Евдокии Константиновны, выданной замуж за военного врача Альберта Клейнеке. Нравы первой половины XIX века не допускали внебрачных связей, поэтому имена родителей скрывались и в обществе ребенка представляли как племянника Евдокии Константиновны.
Из-за происхождения, не позволявшего поступить в гимназию, Бородин проходил домашнее обучение по всем предметам гимназического курса, изучал немецкий и французский языки и получил прекрасное образование. Уже в детстве обнаружил музыкальную одаренность. В возрасте десяти лет стал интересоваться химией. Окончил Медико-хирургическую академию Петербурга. Химия, наряду с музыкой стала делом его жизни. Бородин подготовил, провел и напечатал двадцать одно химическое исследование.
По окончании учебного курса в 1857 году Бородин работал в военном госпитале. Через год защитил диссертацию, получил докторскую степень по медицине и занялся исследовательской работой. Первым научным трудом, прославившим Александра, стал отчет о влиянии минеральных вод на организм человека, ставший достоянием общественности в 1859 году.
В том же году академический совет отправил Бородина за границу, чтобы тот повысил квалификацию и перенял иностранный опыт. На протяжении двух лет в Германии, проведенных в окружении блестящих ученых Эдуарда Юнге, Ивана Сеченова, Сергея Боткина, Николая Зинина, Дмитрия Менделеева, молодой исследователь участвовал в заседаниях ученого конгресса, где были четко определены понятия «молекула» и «атом».
Во время зарубежной командировки Бородин посетил Италию, познакомился с местными профессорами, ставил химические опыты с фтористыми соединениями в студенческой лаборатории Пизанского университета. Лето 1862 года молодой ученый снова провел в Германии, а на зиму переехал во французскую столицу. На родину Александр вернулся в начале 1863 года, сдав отчет о проделанной научной работе и заняв должность помощника профессора академии, которую совмещал с преподаванием. Через год Бородина повысили до ординарного профессора и поручили возглавить химическую лабораторию, где продолжал заниматься научными исследованиями.
В 1868 году вместе со своим учителем Николаем Зининым Александр заложил фундамент Русского химического общества, а затем поспособствовал Дмитрию Менделееву в организации медицинских курсов для барышень, бывших аналогом университетского образования. В 1877 году Бородин достиг верхней ступени ученого сообщества и получил звание академика, а в 1883 году Общество русских врачей избрало его почетным членом. За время научной карьеры талантливый химик написал более 40 работ, ему принадлежит открытие фтористого бензола и способа получения галогенозамещенных углеродов, который назвали реакцией Бородина-Хунсдикера.
Творческое наследие Бородина, совмещавшего научную и преподавательскую деятельность со служением искусству, сравнительно невелико по объему, однако внесло ценнейший вклад в сокровищницу русской музыкальной классики. Александр Порфирьевич считается одним из основателей классических жанров симфонии и квартета в России.
В Петербурге молодой ученый познакомился с музыкальным и общественным деятелем Милием Балакиревым и стал участником «Могучей кучки», куда, помимо него, вошли Модест Мусоргский, Николай Римский-Корсаков, Цезарь Кюи. Объединение, возглавляемое критиком Владимиром Стасовым, ставшее второй семьей Бородина, повлияло на музыкальный вкус и творческую направленность композитора, считавшегося продолжателем традиции Михаила Глинки.
Истинное величие таланта Бородина раскрылось во 2-й «Богатырской» симфонии, воспевающей былинную силу русского народа. В этом произведении плясовые мотивы переплелись с задушевными лирическими темами и, нагнетаясь, трансформировались в мощные звуки игрищ былинных силачей.
Собственные сочинения Александр Порфирьевич исполнял на званых вечерах в особняке Митрофана Беляева, где собиралась творческая элита. Основными темами шедевров Бородина стали свобода, любовь к родине и национальная гордость русского народа. Наиболее значительным его произведением по праву признается опера «Князь Игорь», являющаяся образцом героического эпоса в музыке. Композитор работал над ней 18 лет и не успел завершить. Она закончена Николаем Римским-Корсаковым и Александром Глазуновым уже после смерти автора.
Александр Порфирьевич Бородин скончался 27 февраля 1887 года в Санкт-Петербурге от сердечного приступа на праздновании широкой масленицы. Похоронен великий композитор на Тихвинском кладбище в Александро-Невской лавре северной столицы.
Творчество Александра Бородина
Музыкальные сочинения
Оперы
Князь Игорь (закончена и отредактирована Н. А Римским-Корсаковым и А. К. Глазуновым, 1869-1887)
Млада (IV действие; остальные написаны Ц. Кюи, Н. А. Римским-Корсаковым, М. Мусоргским, 1872)
Для оркестра
Симфония № 1 Es-dur (1865)
Симфония № 2 h-moll «Богатырская» (1875)
«В Средней Азии». Симфоническая картина (1880)
Для камерного инструментального ансамбля
Трио на тему русской песни «Чем тебя я огорчила» для двух скрипок и виолончели (g-moll, 1854-1855)
Струнное трио (Большое, G-dur, до 1862)
Фортепианное трио (D-dur, до 1862)
Струнный квинтет (f-moll, до 1862)
Соната для виолончели и фортепиано (h-moll, 1860—1861)
Секстет (d-moll) для 2-х скрипок, 2-х альтов и 2-х виолончелей (1860—1861)
Квинтет для двух скрипок, альта, виолончели и фортепиано (c-moll, 1862)
Струнный квартет № 1 (A-dur, 1879)
Струнный квартет № 2 для двух скрипок, альта и виолончели (D-dur, 1881)
Серенада в испанском роде из квартета B-la-f (коллективное сочинение, 1886)
Для фортепиано
в две руки
Патетическое адажио (As-dur, 1849)
Маленькая сюита (1885)
Скерцо (As-dur, 1885)
в три руки
Полька, Мазурка, Похоронный марш и Реквием из Парафраз на неизменяемую тему (коллективное сочинение Бородина, Н. А. Римского-Корсакова, Ц. А. Кюи, А. К. Лядова; 1878)
в четыре руки
Полька «Helene» (d-moll, 1843)
Скерцо (E-dur, 1861)
Тарантелла (D-dur, 1862)
Романсы и песни для голоса и фортепиано
Разлюбила красна девица (слова неизвестного автора, 1850-е годы), для голоса в сопровождении виолончели и фортепиано
Слушайте, подруженьки, песенку мою (слова неизвестного автора,1850-е годы), для голоса в сопровождении виолончели и фортепиано
Что ты рано, зоренька (запись русской народной песни,1850-е годы)
Красавица-рыбачка (слова Г. Гейне; 1854-1855), для голоса в сопровождении виолончели и фортепиано
Отравой полны мои песни (Г. Гейне, перевод Л. А. Мея; 1868)
Из слез моих (Г. Гейне, перевод Л. А. Мея; 1871)
У людей-то в дому (Н. А. Некрасов; 1881), в сопровождении оркестра или фортепиано
Для берегов отчизны дальней (А. С. Пушкин; 1881)
Спесь (слова А. К. Толстой; 1884-1885)
Чудный сад (Septain; слова бельгийского поэта С. С.;1885), для голоса и фортепиано
Морская царевна (А. Бородин; 1868)
Спящая княжна (А. Бородин; 1867), для голоса с фортепиано. Оркестровка Н. А. Римского-Корсакова
Фальшивая нота. Романс (А. Бородин; 1868)
Песня тёмного леса (А. Бородин; 1868)
Море. Баллада для тенора и фортепиано (А. Бородин; 1870). Оркестровка Н. А. Римского-Корскова
Арабская мелодия (А. Бородин; 1881)
Для вокального ансамбля
Серенада четырёх кавалеров одной даме = Serenade de quatre galants a une dame (А. Бородин; 1868-1872), партитура, для мужского вокального квартета без сопровождения
Неоконченные и утраченные сочинения
Царская невеста (1867-1868, наброски, утрачено)
Богатыри (1868)
Симфония № 3 a-moll (1887, окончена и оркестрована Глазуновым)
Неоконченное струнное трио: Для 2-х скрипок и виолончели
Государственный квартет имени А. П. Бородина.
Симфонический оркестр Центрального Дома Ученых РАН им. А. П. Бородина, Москва.
Санаторий имени А. П. Бородина в Солигаличе Костромской области
Актовый зал имени А. П. Бородина в РХТУ им. Д. И. Менделеева
Детская музыкальная школа имени А. П. Бородина в Санкт-Петербурге.
Детская музыкальная школа имени А. П. Бородина № 89 в Москве.
Детская музыкальная школа имени А. П. Бородина № 17 в Смоленске
Детская музыкальная школа № 2 им. А. П. Бородина в г. Дзержинск, Нижегородской области
Владимирский областной музыкальный колледж имени А. П. Бородина
Самолет Airbus A319 (номер VP-BDM) авиакомпании Аэрофлот
Музей Александра Порфирьевича Бородина, село Давыдово Владимирской области.
Пароход «Композитор Бородин».
Памятная монета Центрального банка Российской Федерации номиналом 1 рубль, выпущенная к 160-летию композитора в 1993 году.
Отец - Лука Гедианов, происходил из знатного и богатого грузинского рода. Князь поздно женился, брак был неудачным: через несколько лет супруги стали жить отдельно, и Гедианов переехал из Москвы в Петербург. В столице, на одном из танцевальных вечеров, отец влюбился в Авдотью Антонову, дочь простого военного из Нарвы. Их общего сына Гедианов распорядился записать как ребенка своего слуги по фамилии Бородин. По документам будущий композитор являлся крепостным собственного отца.
Брат - Дмитрия Александрова (род. 1844)
Сестра- Евгения Федорова (род. ок. 1847)
Жена - Екатерина Протопопова (брак с 1863).
Детей не было.