Русский композитор. Пианист. Дирижер. Глава объединения «Могучая кучка». Автор оркестровых, фортепианных и вокальных сочинений, из которых большой популярностью пользуются романсы и песни. Ценным музыкальным вкладом композитора является «Сборник русских народных песен».
Милий Балакирев родился 21 декабря 1836 года в городе Нижний Новгород. Вырос в семье титулярного советника Алексея Константиновича Балакирева. В детском возрасте первоначальные уроки игры на фортепиано давала мать. В десять лет на летних каникулах его отвезли в Москву, где за несколько уроков у Александра Дюбюка усвоил правильные приемы фортепианной игры. В Нижнем Новгороде музыкальные занятия продолжал у пианиста и дирижера Карла Эйзериха. Также, большое участие в его судьбе принял Александр Улыбышев, просвещенный меценат, автор первой русской монографии о Вольфганге Моцарте.
С 1848 года на протяжении пяти лет Балакирев обучался в нижегородском Александровском дворянском институте. В 1853 году поступив на математический факультет Казанского университета через год оставил учебу, чтобы посвятить себя исключительно музыке. К этому времени относятся его первые творческие опыты: фортепианные сочинения, романсы.
В 1855 году Балакирев переехал в Санкт-Петербург, где уже через год познакомился с композитором Михаилом Глинкой, высоко оценившим его дарование. В конце 1850-х годов Милий Алексеевич объединил и возглавил кружок молодых русских композиторов: Цезаря Кюи, Модеста Мусоргского, Николая Римского-Корсакова и Александра Бородина.
Все четверо, как и сам Балакирев, не имели профессионального музыкального образования. Кюи являлся военным инженером, Мусоргский офицером в отставке, Римский-Корсаков моряком, а Бородин химиком. Данное объединение вошло в историю музыки под названием «Могучая кучка», данным ему критиком Bладимиром Стасовым. Все сочиненное начинающими композиторами исполнялось на собраниях кружка, где Балакирев поправлял и делал указания по партитуре.
К 1860 году Милий Балакирев написал уже двадцать романсов, среди которых «Приди ко мне», «Песня Селима», «Песня золотой рыбки». Стремясь к распространению музыкального образования среди широких кругов населения, Милий организовал в 1862 году совместно с хоровым дирижером Гавриилом Ломакиным «Бесплатную музыкальную школу», которой руководил многие годы. Помимо этого дирижировал концертами школы и концертами Русского музыкального общества.
В 1866 году Милия пригласили в Прагу заведовать постановкой опер Михаила Глинки «Жизнь за Царя» и «Руслан и Людмила», которые были даны под управлением Балакирева и благодаря его настойчивости и неустанной энергии имели огромный успех, в особенности «Руслан и Людмила».
Балакирев с 1883 года на протяжении двенадцати лет занимал пост управляющего Петербургской придворной капеллы, где улучшил репертуар и исполнение. Милий поднял преподавание пения и теории музыки на профессиональный уровень и ввел инструментальные классы. Наиболее одаренные ученики образовали вокруг своего руководителя музыкальный кружок. Балакирев также выступал центром, так называемого Веймарского кружка. Он редактировал ранние сочинения Мусоргского, Бородина и Римского-Корсакова, совместно с последним готовил к изданию партитуры опер Глинки «Жизнь за царя» и «Руслан и Людмила», сочинения Фредерика Шопена.
С середины 1880-х годов Балакирев стал цензором духовно-музыкальных произведений. Его наследие в этой области составило одиннадцать законченных работ, главным образом предназначенных к исполнению за богослужением.
Балакирев является автором двух симфонии; трех увертюр, в том числе Увертюры на тему трех русских песен; симфонические поэмы «Русь», «В Чехии», «Тамара». Написал музыку к трагедии Шекспира «Король Лир»; два концерта для фортепиано с оркестром; фантазию «Исламей»; Кантату на открытие в Петербурге памятника Глинке в 1904 году. Является автором сорока романсов. Композитор положил на музыку стихи «Утес» и «Когда волнуется желтеющая нива» Михаила Лермонтова, «Я пришел к тебе с приветом» и «Шепот, робкое дыханье» Афанасия Фета.
Милий Алексеевич Балакирев скончался 29 мая 1910 года в Санкт-Петербурге. Похоронен великий русский композитор в Некрополе мастеров искусств на Тихвинском кладбище.
Семья
Отец - Алексей Константинович Балакирев, представитель дворянства и титулярный советник.
Мать - Елизавета Яшерова.
Никогда не был женат и не имел детей, причем не только законных, но и внебрачных. О его романах с женщинами также неизвестно.
Взгляды
В юности композитор был вольнодумцем и атеистом, некоторое время он планировал написать оперу по роману Чернышевского «Что делать?». В конце 1860-х годов Балакирев сделался суеверным и стал часто посещать гадалку. Римский-Корсаков писал об этих посещениях: «Не веровавший в Бога Балакирев уверовал в черта. Черт сделал то, что он уверовал впоследствии и в Бога…»/
В зрелые годы Балакирев стал верующим православным. Причиной этого, как считается, стал нервный срыв, вызванный смертью матери композитора в марте 1871 года. Точные обстоятельства обращения композитора к религии неизвестны, так как не сохранилось ни его писем, ни дневников за этот период.
Балакирев отказался от употребления в пищу мяса, и стал есть только рыбу. Он полюбил животных, и приютил множество бездомных кошек и собак. Его сострадание стало таким, что всякий раз, когда в комнате оказывалось найдено насекомое, Балакирев осторожно ловил его и выпускал из окна, говоря: «Ну, лети, с Богом!».
Балакирев в эти годы вёл затворнический образ жизни в собственном доме, много молясь около старинных икон. Исключением из этого затворничества были музыкальные вечера вторника, которые он регулярно проводил после своего возвращения к музыке в 1870-х и 1880-х годах. Композитор стал славянофилом, был патриотично настроен, написал гимны в честь вдовствующей императрицы и других членов императорской семьи.
Римский-Корсаков упоминает, что некоторые черты характера Балакирева присутствовали и до его обращения, но впоследствии усилились. Это было особенно верно в отношении антисемитизма. Нападки Балакирева на Антона Рубинштейна уже в 1860-х годах носили явно антисемитский характер; Балакирев стремился не допускать евреев к преподаванию в заведениях, которыми руководил. Однако именно после своего религиозного обращения композитор заподозрил всех, кого не любил, в еврейском происхождении, и вообще возненавидел современных ему евреев за их «соучастие» в распятии Христа. Он стал воинственным в своих религиозных беседах с друзьями, настаивая на том, чтобы они строго соблюдали православные обряды и ходили с ним вместе в церковь. «Вся эта смесь христианской кротости, злословия, любви к животным, человеконенавистничества, творческих интересов и мелочности, достойной старой девы, поражала всех тех, кто видел его в те дни», — писал Римский-Корсаков, добавив, что эти черты ещё усилились в последующие годы.
Список произведений
Сочинения для оркестра
Песня «Подойду, подойду» в обработке Балакирева. Использована в музыкальной картине «1000 лет» («Русь»).
Увертюра на тему испанского марша (1857): партитура
Музыка к трагедии У. Шекспира «Король Лир» (1858-1861): партитура
Увертюра на темы трех русских песен (1858): партитура
«1000 лет», музыкальная картина (1863-1864; 2-я ред., под названием «Русь»: 1884)
Симфония № 1 (1864-1866, 1893-1897): партитура
Увертюра на три чешские темы (1867; 2-я ред., под названием «В Чехии»: 1905)
«Тамара», симфоническая поэма (1867-1882): партитура
Симфония № 2 (1900-1908)
Сюита (1901-1908; завершена С. М. Ляпуновым)
Сюита из произведений Ф. Шопена (1909)
Сочинения для солирующего инструмента с оркестром
«Большая фантазия на русские народные песни» для фортепиано с оркестром (1852)
Концерт № 1 фа диез минор: для фортепиано с оркестром (1855-1856): партитура
Концерт № 2 для фортепиано с оркестром (1861-1862, 1906-1909; завершен С. М. Ляпуновым)
Камерно-инструментальные сочинения
Септет для флейты, кларнета, струнных и фортепиано (1852; утрачен)
Октет для флейты, гобоя, валторны, струнных и фортепиано (1855-1856)
Романс для виолончели и фортепиано (1856; завершен С. М. Ляпуновым)
Сочинения для фортепиано
Фантазия на темы из оперы Глинки «Иван Сусанин» (1854-1856)
Соната № 1 (1855-1856)
Три ноктюрна (1856; 1901; 1902)
«Фанданго-этюд» (1856; 2-я ред., под названием «Испанская серенада»: 1902)
Три скерцо (1856; 1900; 1901)
Полька фа-диез минор (1859)
Экспромт фа минор (ок. 1850-1860)
Семь мазурок (1861; 1861; 1886; 1886; 1900; 1902; 1906)
«На Волге» для фортепиано в 4 руки (ок. 1863)
«Исламей», восточная фантазия (1869)
«В саду» (1884)
«Тридцать русских народных песен» для фортепиано в 4 руки (1898): ноты
«Думка» (1900)
Соната № 2 (1900-1905)
«Эскизы» (1909): ноты
Сюита для фортепиано в 4 руки (1909): ноты
Романсы и песни
«Три забытых романса» (1855)
«Ты пленительной неги полна» (А. Головинский)
«Звено» (В. Туманский)
«Испанская песня» (М. Михайлов)
«Двадцать песен» (1858-1865)
«Песня разбойника» (А. Кольцов)
«Обойми, поцелуй» (А. Кольцов)
«Баркаролла» (А. Арсепьев из Гейне)
«Колыбельная песня» (А. Арсеньев)
«Взошел на небо месяц ясный» (М. Япенич)
«Когда беззаботно, дитя, ты резвишься» (К. Вильде)
«Рыцарь» (К. Вильде)
«Так и рвется душа» (А. Кольцов)
«Приди ко мне» (А. Кольцов)
«Песня Селима» (М. Лермонтов)
«Введи меня, о, ночь» (А. Майков)
«Еврейская мелодия» (М. Лермонтов из Байрона)
«Исступление» (А. Кольцов)
«Отчего» (М. Лермонтов)
«Песня золотой рыбки» (М. Лермонтов)
«Песня старика» (А. Кольцов)
«Слышу ли голос твой» (М. Лермонтов)
«Грузинская песня» (А. Пушкин)
«Сон» (М. Михайлов из Гейне)
«Десять песен» (1895-1896)
«Над озером» (А. Голенищев-Кутузов)
«Пустыня» (А. Жемчужников)
«Не пенится море» (А. Толстой)
«Когда волнуется желтеющая нива» (М. Лермонтов)
«Я любила его» (А. Кольцов)
«Сосна» (М. Лермонтов из Гейне)
«Nachtstiick» (А. Хомяков)
«Как наладили» (Л. Мей)
«Среди цветов поры осенней» (И. Аксаков)
«Догорает румяный закат» (В. Кульчинский)
«Десять песен» (1903-1904)
«Запевка» (Мей)
«Сон» (Лермонтов)
«Беззвездная полночь дышала прохладой» (А. Хомяков)
«7-е ноября» (А. Хомяков)
«Я пришел к тебе с приветом» (А. Фет)
«Взгляни, мой друг» (В. Красов)
«Шепот, робкое дыханье» (А. Фет)
«Песня» (М. Лермонтов)
«Из-под таинственной холодной полумаски» (М. Лермонтов)
«Спи» (А. Хомяков)
«Два романса» (1909)
«Заря» (А. Хомяков)
«Утес» (М. Лермонтов)
Другие сочинения для голоса и фортепиано
«Сборник русских народных песен» (1865-1866)
«Тридцать песен русского народа» (1898)
Хоровые произведения
«Христос воскресе» для женского или детского хора (1883); для смешанного хора (1906)
«Колыбельная песня» для смешанного хора, на слова Н. Кукольника (ок. 1887)
«Гимн в честь великого князя Георгия Всеволодовича» для смешанного хора (1889)
«Умчалось время золотое» для женского хора (1891)
«Колыбельная песня» для двух детских или женских голосов и фортепиано или оркестра, на слова А. Арсеньева (1898)
«Под сенью щедрой благостыни», гимн для женского хора и фортепиано (1899)
«Молитва русских» для женского хора (1899)
«Духовно-музыкальные переложения и сочинения» для смешанного хора (опубл. в 1900)
«Две былины» для смешанного хора (1902)
«Кантата на открытие памятника М. И. Глинке в Петербурге» для сопрано, смешанного хора и оркестра (1902-1904)
«Эко сердце», обработка русской народной песни для смешанного хора (1902?)
«Ангел вопияше» для мужского хора (опубл. в 1912)
«Уст твоих», тропарь Иоанну Златоусту для смешанного хора (опубл. в 1912)
Обработки произведений других авторов
Берлиоз Г. Вступление к «Бегству в Египет» - 2-й части оратории «Детство Христа» (1864)
Берлиоз Г. Симфония «Гарольд в Италии» (1876, для фортепиано в 4 руки)
Глинка М. И. Испанская увертюра № 1 (1863-1864, для фортепиано соло, для фортепиано в 4 руки)
Глинка М. И. Испанская увертюра № 2 (1864, для фортепиано соло, для фортепиано в 4 руки)
Глинка М. И. Романс «Жаворонок» (ок. 1864, для фортепиано)
Глинка М. И. Струнный квартет фа мажор (1877, для фортепиано в 4 руки)
Львов А. Ф. Увертюра к опере «Ундина» (1900, для фортепиано в 4 руки)
Шопен Ф. Мазурка, ор. 7 № 7 (1885, для струнного оркестра)
Шопен Ф. «Романс» - 2-я часть концерта № 1 для фортепиано с оркестром, ор. 11 (1905)
Шопен Ф. Концерт № 1 для фортепиано с оркестром, ор. 11 (1910)
Редакции произведений других авторов
Глинка М. И. Большой секстет для струнных и фортепиано
Глинка М. И. «Камаринская», фантазия для оркестра
Глинка М. И. Опера «Руслан и Людмила»
Глинка М. И. Струнный квартет фа мажор
Шопен Ф. Фортепианное трио, ор. 8
Шопен Ф. Соната для виолончели и фортепиано, ор. 65
Эпистолярное наследие
Переписка М. А. Балакирева с В. В. Стасовым. - М.: Музгиз, 1935. - 276 с. - 2 000 экз.
Музей
Единственный музей композитора находится в Нижнем Новгороде.
Географические объекты и учреждения
Школа искусств имени М. А. Балакирева (Москва)
Площадь Композитора Балакирева (Москва)
Переулок Балакирева (Екатеринбург)
Переулок Балакирева (пгт. Межуреченский)
Переулок Балакирева (Липецк)
Улица Балакирева (Владимир)
Улица Балакирева (Харьков)
Улица Балакирева (Нижний Новгород)
Улица Балакирева (Нижний Тагил)
Улица Балакирева (Ростов-на-Дону)
Улица Балакирева (Ставрополь)
Музыкальная школа имени М. А. Балакирева в Тольятти
Нижегородский музыкальный колледж имени М. А. Балакирева
Детская школа искусств имени М. А. Балакирева
Переулок Балакирева (Екатеринбург)
Детская музыкальная школа № 11 имени М. А. Балакирева (Екатеринбург)
Детская школа искусств имени М. А. Балакирева (г. Гусь-Хрустальный)
Детская школа искусств имени М. А. Балакирева (г. Петрозаводск)
Детская музыкальная школа им. М. А. Балакирева г. Сарова
Детская школа искусств имени М. А. Балакирева г. Волгограда
Детская школа искусств имени М. А. Балакирева в Санкт-Петербурге
Произведения кинематографа
«Мусоргский» (1950) - В. Балашов
«На пороге» (1969) - Н. Лактионов
Самолет
В честь Милия Алексеевича Балакирева назван переданный 27 февраля 2018 года в авиакомпанию Аэрофлот Boeing 737-8LJ (регистрационный номер VP-BFB)