Русский композитор. Дирижер. Профессор и директор Санкт-Петербургской государственной консерватории. Народный артист России. Продолжатель традиций «Могучей кучки». В его музыкальном наследии основное место принадлежит симфонической музыки.
Александр Глазунов родился 10 августа 1865 года в городе Санкт-Петербурге. Родившись в семье известного книгоиздателя, будущий композитор с детства воспитывался в атмосфере увлеченного музицирования, поражая родных необыкновенными способностями: тончайшим музыкальным слухом и умением мгновенно запоминать в деталях однажды слышанную музыку.
К музыке мальчика приобщали также учителями, пианисты Надежда Холодкова и Евгений Еленковский. Решающую роль в формировании музыканта сыграли занятия с крупнейшими композиторами петербургской школы: Mилием Балакиревым и Николаем Римским-Корсаковым. Общение с ними помогло Глазунову удивительно быстро достичь творческой зрелости и вскоре переросло в дружбу единомышленников.
Творческий путь молодого композитора к слушателю начался с триумфа. Первая симфония шестнадцатилетнего автора, премьера которого состоялась в 1882 году вызвала восторженные отклики публики и прессы, а также высокую оценку коллег. В этом же году произошла встреча, во многом повлиявшая на судьбу Глазунова. На репетиции Первой симфонии юный музыкант познакомился с искренним ценителем музыки, крупным лесопромышленником и меценатом Митрофаном Беляевым, много сделавшим для поддержки русских композиторов.
С этого времени пути Глазунова и Беляева перекрещивались постоянно. Вскоре молодой музыкант стал завсегдатаем беляевских пятниц. Эти еженедельные музыкальные вечера привлекали в 1880-90-х годах лучшие личности русской музыки. Вместе с Беляевым Глазунов совершил длительную заграничную поездку, познакомился с культурными центрами Германии, Швейцарии, Франции, записывал народные напевы в Испании и Марокко. Во время этого путешествия произошло памятное событие: Глазунов посетил в Веймаре Ференца Листа. Там же, на фестивале, посвященном творчеству Листа, с успехом прозвучала Первая симфония русского автора.
На протяжении долгих лет Александр Константинович был связан с любимыми проектами Беляева: музыкальным издательством и Русскими симфоническими концертами. После смерти основателя фирмы в 1904 году Глазунов вместе с Римским-Корсаковым и Анатолием Лядовым вошел в состав Попечительского совета для поощрения русских композиторов и музыкантов, созданного по завещанию и на средства Беляева.
В музыкальном обществе Глазунов обладал большим авторитетом. Уважение коллег к его мастерству и опыту опиралось на принципиальность, основательность и кристальную честность. С особой требовательностью композитор оценивал свое творчество, нередко переживая мучительные сомнения. Эти качества давали силы для подвижнической работы над сочинениями ушедшего из жизни друга Александра Бородина, музыка которого, уже звучавшая в исполнении автора, но не записанная из-за его внезапной смерти, оказалась спасена благодаря феноменальной памяти Глазунова. Так, была завершена, совместно с Римским-Корсаковым опера «Князь Игорь», восстановлена по памяти и оркестрована 2 часть Третьей симфонии.
В 1899 году Глазунов стал профессором, а в декабре 1905 года директором старейшей в России Петербургской консерватории. Избранию его директором предшествовала полоса испытаний. Многочисленные студенческие сходки выдвигали требование автономии консерватории от императорского Русского музыкального общества. В этой ситуации, расколовшей педагогов на два лагеря, Глазунов четко определил свою позицию, поддержав студентов.
В марте 1905 г., когда Римский-Корсаков был обвинен в подстрекательстве студентов к возмущениям и уволен, Глазунов вместе с Лядовым вышли из состава профессоров. Через несколько дней Глазунов дирижировал оперой Римского-Корсакова «Кащей Бессмертный», поставленной силами консерваторских студентов. Спектакль, насыщенный злободневными политическими ассоциациями, закончился стихийным митингом. Как отклик на революционные события 1905 года появилась обработка песни «Эй, ухнем!» для хора и оркестра. Лишь после предоставления консерватории автономии Глазунов вернулся к преподаванию.
Вновь став директором, композитор с присущей ему обстоятельностью вникал во все детали учебного процесса. Молодежь также тянулась к Глазунову, чувствуя в нем истинного мастера и учителя. Постепенно просветительские, учебные задачи стали для музыканта основными, потеснив композиторские замыслы. Особенно широко развернулась его педагогическая и общественно-музыкальная работа в годы революции и гражданской войны.
Глазунова интересовало все: и конкурсы самодеятельных артистов, и дирижерские выступления, и общение со студенчеством, и обеспечение нормального быта профессоров и учащихся в условиях разрухи. Деятельность Александра Константиновича получила всеобщее признание: композитора удостоили почетного звания народного артиста России.
Связь с консерваторией не прерывалась до конца жизни мастера. Последние годы композитор провел за границей. Болезни преследовали его, гастрольные поездки утомляли. Но Глазунов неизменно возвращался мыслями к Родине, к соратникам, к консерваторским делам.
Путь Глазунова в музыке охватывает около полувека. В нем имелись подъемы и спады. Вдали от Родины музыкант почти ничего не сочинял, за исключением двух инструментальных концертов для саксофона и виолончели и двух квартетов. Основной взлет его творчества приходится на конец XIX и начало XX века. Несмотря на периоды творческих кризисов, на растущее число музыкально-общественных и педагогических дел, в эти годы создал множество масштабных симфонических сочинений: поэмы, увертюры, фантазии, среди которых «Стенька Разин», «Лес», «Море», «Кремль», симфоническую сюиту «Из средних веков».
Тогда же появляется большинство струнных квартетов и других ансамблевых произведений. Есть в творческом наследии Глазунова и инструментальные концерты, романсы, хоры, кантаты. Однако главные достижения композитора связаны с симфонической музыкой. Никто из отечественных композиторов этого периода не уделял жанру симфонии такого внимания, как Глазунов.
Его восемь симфоний образуют грандиозный цикл, возвышаясь среди произведений других жанров как массивный горный кряж на фоне холмов. Развивая классическую трактовку симфонии как многочастного цикла, дающего обобщенную картину мира средствами инструментальной музыки, Глазунов смог реализовать свой щедрый мелодический дар, безупречную логику в возведении сложных многоплановых музыкальных конструкций.
Некая образная несхожесть симфоний Глазунова между собой лишь оттеняет внутреннее их единство, коренящееся в настойчивом стремлении композитора объединить две ветви русского симфонизма, существовавшие параллельно: лирико-драматическую, Петра Чайковского и картинно-эпическую композиторов «Могучей кучки». В результате синтеза этих традиций возникает новое явление: лиро-эпический симфонизм Глазунова, привлекающий слушателя светлой задушевностью и богатырской силой.
Различные напевные лирические излияния, драматические нагнетания и сочные жанровые картины в симфониях взаимно уравновешиваются, сохраняя общий оптимистический колорит музыки. В симфониях Глазунова поражает стройность и ясность архитектоники, неистощимая изобретательность в работе с тематизмом, щедрое разнообразие оркестровой палитры.
Прекрасно развернутыми симфоническими картинами можно назвать и балеты Александра Глазунова, в которых связность фабулы отступает на второй план перед задачами яркой музыкальной характеристики. Самый знаменитый из них: «Раймонда». Фантазия композитора, издавна увлеченного красочностью рыцарских легенд, породила многоцветие нарядных картин: празднество в средневековом замке, темпераментные испано-арабские и венгерские танцы.
Глазунов воплощал свои музыкальные замыслы чрезвычайно монументально и красочно. Особенно привлекательны массовые сцены, в которых тонко переданы приметы национального колорита. «Раймонда» обрела долгую жизнь и в театре, и на концертной эстраде. Секрет ее популярности находится в благородной красоте мелодий, в точном соответствии музыкального ритма и оркестрового звучания пластике танца.
В последующих балетах Глазунов идет по пути сжатия спектакля. Так появляются «Барышня-служанка, или Испытание Дамиса» и «Времена года»: одноактные балеты, сюжет в которых незначителен. Первый, это изящная пастораль в духе Антуана Ватто, французского живописца XVIII века, второй: аллегория о вечности природы, воплощенная в четырех музыкально-хореографических картинах: «Зима», «Весна», «Лето», «Осень». Стремление к краткости и подчеркнутая декоративность одноактных балетов Глазунова, обращение автора к эпохе XVIII века, окрашенное оттенком иронии заставляет вспомнить увлечения художников «Мира искусства».
Александр Константинович Глазунов скончался 21 марта 1936 года во французской клинике «Villa Borghese». Похоронен на кладбище Нейи-сюр-Сен. В 1972 году его прах перевезли в Санкт-Петербург и торжественно захоронили на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.
Награды и Признание Александра Глазунова
Член Шведской королевской музыкальной академии (1928)
Народный артист России (1922)
Почетный вице-президент Русского симфонического общества в Великобритании
Доктор музыки Оксфордского университета (1907)
Доктор музыки Кембриджского университета (1907)
Член Лондонского филармонического общества
Почетный член Национальной академии «Санта-Чечилия» (1914)
Почетный член Французской академии изящных искусств
Почетный член Берлинской академии искусств
Член Шведской королевской музыкальной академии (1928)
Почетный профессор Русской Консерватории
Почетный член студенческого музыкального кружка Императорского Петербургского университета (1907)
Сопредседатель Ленинградского союза музыкальных и драматических писателей («Драмсоюз») (1920-е)
Творчество Александра Глазунова
1882 - «Струнный квартет № 1»
1885 - «Стенька Разин»
1889 - «Свадебное шествие»
1891 - «Кремль»
1892 - «Торжественный марш в честь открытия Всемирной Колумбовской выставки в Чикаго в 1893 году»
1897 - «Раймонда»
1898 - «Барышня-служанка, или Испытание Дамиса»
1905 - «Эй, ухнем!»
1906 - «Симфония № 8»
1916 - «Карельская легенда»
1921 - «Вниз по матушке по Волге»
Память об Александре Глазунове
В 2001 году на основе личного имущества Елены Гюнтер- Глазуновой, дочери А. К. Глазунова, в Мюнхене создан Фонд имени А. К. Глазунова.
В Москве именем А. К. Глазунова названа детская музыкальная школа № 33.
Имя А. К. Глазунова с 1928 года носит Барнаульская детская музыкальная школа № 1, одна из старейших в Сибири и на Дальнем Востоке. Имя композитора было присвоено школе по инициативе первых преподавателей - выпускников Петербургской консерватории, поскольку первые денежные ассигнования на открытие школы были выделены в 1920 году при прямом содействии композитора.
В 1956 году в Санкт-Петербурге на фасаде дома 8-10 по улице Плеханова по проекту архитектора М. Ф. Егорова установлена мемориальная доска: «В этом доме в 1865 году родился и жил по 1928 год выдающийся композитор и музыкальный деятель Александр Константинович Глазунов».
Именем композитора назван малый зал Санкт-Петербургской консерватории.
В 2003 году имя Глазунова присвоено Петрозаводской государственной консерватории. 1 сентября 2011 года у здания концертного зала консерватории на Ленинградской улице установлен памятник композитору (авторы Людвиг Давидян и Александр Ким).
В честь композитора названы дизель-электроход проекта 785 «Россия» «Композитор Глазунов» (1956) Камского речного пароходства и борт Аэрофлота Airbus A320 VP-BIW.
В 2015 года Банк России выпустил монету, посвященную 150-летию со дня рождения композитора.
В Пензе именем Глазунова в конце 1960-х годов названа улица.
Жена - Ольга Николаевна Гаврилова (брак с 1929).
Елена, ее дочь от первого брака, солировала на концерте для фортепиано с оркестром № 2 Глазунова в Париже. Композитор удочерил Елену, и до самой смерти она носила фамилию приемного отца.