Ирина Черномурова родилась 9 сентября 1956 году в Москве. Окончила музыкальное училище и театроведческий факультет Российского института театрального искусства. Музыковед и театровед.
С 1978 года по 1988 год работала в Государственном центральном театральном музее имени А.А. Бахрушина, где уже на посту заместителя директора по научной работе руководила созданием выставок и экспозиций «Театр пушкинской поры», «Александра Экстер», «От импрессионизма к экспрессионизму: Коровин», «Додин. Някрошюс. Васильев», «Майя Плисецкая». Автор циклов лекций и тематических вечеров.
Впоследствии работала главным специалистом Союза театральных деятелей Российской Федерации, где организовала международные семинары директоров театра (три цикла российско-голландского семинара), по технике и технологии сцены, свету (российско-французские семинары). Входила в число организаторов премии и фестиваля «Золотая маска». Придумывала буклеты первых фестивалей. Руководила выставочными разделами фестивалей «Театры Москвы в Мюнхене» и «Театры Германии в Москве» (1988/89 гг.)
С 1988 года Ирина Черномурова работает в высших учебных заведениях: старший преподаватель кафедры продюсерства и менеджмента исполнительских искусств ГИТИСа и доцент МГУ им. Ломоносова.
Читает курсы лекций «История и направления продюсерской деятельности», «Гастрольный и фестивальный менеджмент», «Менеджмент музыкального театра».
Руководит административной практикой на втором курсе в ГИТИСе.
Ведет курс специализированных лекций в Школе-студии МХТ (американская студия) и Высшей школе п/р Г. Дадамяна.
С 1996 года по 2014 год руководила отделом международных и общественных связей Московского академического Музыкального театра имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко.
Руководила проектами гастролей оперной труппы в США, Италии, Китае, Южной Корее, Латвии, Греции, Мариинском театре и городах России (Екатеринбург, Воронеж, Ростов-на-Дону); балетной труппы — в Италии, Германии, Греции, США, Китае, Японии , Латвии, Лондоне и Петербурге.
Инициатор и руководитель проектов обменных гастролей с Гамбургским балетом п/р Дж. Ноймайера и Дойче опер ам Райн.
Продюсер проектов совместных постановок на сцене театра: с Францией «Пелеас и Мелизанда» Дебюсси , с ENO «Сон в летнюю ночь» Бриттена, с Teatro Verdi (Италия) «Евгений Онегин» Чайковского, балета «Татьяна» в хореографии Джона Ноймайера совместно с Гамбургским балетом п/р Дж. Ноймайера (премьера — ноябрь 2014 г.). За последний проект была признана «Продюсером года».
Привлекла к сотрудничеству с театром хореографов Иржи Килиана, Начо Дуато (впервые в России), Джона Ноймайера ( впервые в России состоялись постановки его балетов «Чайка» и «Русалочка»). Продюсер проектов балетных постановок «Неаполь», «Майерлинг», «Манон»; в опере — «Аида» в режиссуре Петера Штайна.
С 1 сентября 2014 года Ирина Александровна Черномурова занимает должность начальника отдела перспективного планирования и специальных проектов Государственного академического Большого театра Российской Федерации.
На этом посту привлекла к работе в Большом театре выдающихся режиссеров – Петера Штайна, Дмитрия Чернякова, Римаса Туминаса, Дамиано Микильетто, Дэвида Олдена. Клауса Гута, Франсуа Жирара. В планах театра постановки Саймона Макбёрни, Барри Коски, Кшиштофа Варлиховского, Стафана Херхайма. Стефано Пода.
Пригласила к сотрудничеству с театром новое поколение режиссеров – Олега Долина, Владислава Наставшевса, Александра Молочникова. Инициатор постановок балетов: «Нуреев» (хореограф Юрий Посохов, автор либретто и художник – Кирилл Серебряников), «Анна Каренина» в постановке Джона Ноймайера, «Зимняя сказка» Кристофера Уилдона, «Петрушка» Эдварда Глюга, одноактные балеты Пола Лайтфута/Сол Леон, Ханса ван Манена.
Благодаря ее усилиям были осуществлены совместные постановки с Фестивалем Экс-ан-Прованс («Альчина» в режиссуре Кэти Митчелл, «Дидона и Эней»), сейчас является координатором проекта 3-х копродукций с Метрополитен Опера («Саломея» и «Аида» в 2021 году и «Лоэнгрин» в 2022 году). Работает над проектами копродукции с Ковент Гарденом («Хованщина») и Баварской Оперой («Питер Граймс»). Автор специального проекта для солистов Балета Большого театра «Пьеса для него» и других (Фестиваль барокко,«Кантата. Lab.» и «Кантата. Миф»).
Гастрольный проект «Цефал и Прокрис» (опера Франческо Арайи/текст Сумарокова) был назван «Событием года» профессиональным изданием «Музыкальное обозрением».
Ирина Александровна разрабатывала концепции рекламы театра: буклеты, афиши, видеопрограммы. Являлась инициатором и автором передач и фильмов о театре.
На телеканале «Культура» участвовала в создании фильмов о художниках театра: Валерии Левентале, Станиславе Бенедиктове, Юрие Устинове.
Один из организаторов Международного фестиваля современного танца «DanceInversion», история которого сложилась с 1999 года из серии фестивалей танца EDF и АDF. С 2009 года Ирина Черномурова является художественным руководителем фестиваля.
Автор статей по музыкальному театру и менеджменту. Ее работы публиковались на страницах таких газет и журналов, как «Музыкальная академия», «Театральная жизнь», «Сцена», «Петербургский театральный журнал».
Участник лабораторий и фестивалей оперного искусства в России и за рубежом.
Член жюри Конкурса молодых дирижеров им. Артуро Тосканини (Италия).
Муж - Владимир Урин, генеральный директор государственного академического Большого театра.
Сын - Андрей.
2022 - Заслуженный деятель искусств Российской Федерации.
2018 - Удостоена ордена Франции «За заслуги в искусстве и литературе» в степени офицера.
Заслуженный работник культуры Российской Федерации.
Почётный работник культуры г. Москвы.