Русский писатель. Этнограф и лексикограф. Собиратель фольклора. Военный врач. Наибольшую славу ему принес непревзойденный по объему «Толковый словарь живого великорусского языка», на составление которого у писателя ушло более 53 лет. Также известен в качестве составителя сборника «Пословицы русского народа. Сборник пословиц, поговорок, речений, присловий, чистоговорок, загадок, поверий и проч.».
Владимир Даль родился 22 ноября 1801 года в городе Луганск, Украина. Воспитывался в семье лекаря горного ведомства Ивана Матвеевича Даля и его жены Юлии Христофоровны, урожденной Фрейтаг. Его отец, обрусевший датчанин Йохан Кристиан Даль принял российское подданство вместе с русским именем Иван Матвеевич Даль в 1799 году.
В возрасте четырех лет, Даль вместе с семьей переехала в Николаев. Выслужив в 1814 году дворянство, Иван Матвеевич, старший лекарь Черноморского флота, получил право на обучение своих детей в Петербургском морском кадетском корпусе за казенный счет.
Начальное образование Даль получил на дому. В доме его родителей много читали и ценили печатное слово, любовь к которому передалась всем детям. В возрасте тринадцати с половиной лет вместе с братом Карлом поступил в петербургский Морской кадетский корпус, который успешно окончил 2 марта 1819 года с производством в мичманы и определением на Черноморский флот Российской империи.
На Черном море служил вплоть до 1824 года, после чего был переведен на Балтику. После нескольких лет службы на флоте Владимир Даль 20 января 1826 года поступил в Дерптский университет на медицинский факультет. Жил в тесной чердачной каморке, зарабатывая на жизнь уроками русского языка. Спустя два года, в январе 1828 года Владимир Иванович был зачислен в число казеннокоштных воспитанников.
В 1827 году журнал Александра Воейкова «Славянин» опубликовал первые стихотворения Даля. В 1830 году писатель выступил как прозаик; его повесть «Цыганка» печатает «Московский телеграф».
Учебу пришлось прервать в 1828 году, с началом войны с турками, когда в связи с распространившимися за Дунаем случаями чумы действующая армия потребовала усиления военно-медицинской службы. Владимир Даль досрочно «с честью выдержал экзамен на доктора не только медицины, но и хирургии» по теме: «Об успешном методе трепанации черепа и о скрытом изъязвлении почек».
В ходе сражений русско-турецкой войны 1828-1829 годов и польской кампании 1831 года Владимир Даль показал себя как блестящий военный врач. Отличился при переправе Ридигера через Вислу у Юзефува. В отсутствии инженера Даль навел мост, защищал его при переправе и затем сам разрушил его. От начальства Даль получил выговор за неисполнение своих прямых обязанностей, но Николай I наградил его орденом Святого Владимира IV степени с бантом.
С марта 1832 года писатель служил ординатором в столичном военно-сухопутном госпитале и вскоре стал медицинской знаменитостью Петербурга. На своем веку сделал более сорока одних операций снятия катаракты, и все вполне успешно. Замечательно, что у него левая рука была развита настолько же, как и правая. Он мог левою рукой и писать и делать все, что угодно, как правою. Такая счастливая способность особенно пригодна была для него, как оператора. Самые знаменитые в Петербурге операторы приглашали Даля в тех случаях, когда операцию можно было сделать ловчее и удобнее левою рукой.
Позднее, оставив хирургическую практику, Даль не ушел из медицины совсем. Он сохранил интерес к офтальмологии и пристрастился к гомеопатии. В журнале «Современник» опубликовал одну из первых в России статей в защиту гомеопатии.
В 1832 году Даль опубликовал «Русские сказки из предания народного изустного на грамоту гражданскую переложенные, к быту житейскому приноровленные и поговорками ходячими разукрашенные Казаком Владимиром Луганским. Пяток первый». Это сочинение принесло ему известность в литературных кругах русской столицы. Псевдоним «Казак Луганский», под которым Владимир Даль вступил в литературный мир в 1832 году, был взят им в честь своего родного Луганска. Родиной он считал не Данию, а Россию.
По приглашению ректора Дерптского университета, Даль поступил на кафедру русской словесности. При этом ранее написанная книга была принята в качестве диссертации на соискание ученой степени доктора филологии. Министр просвещения, однако, посчитал «Русские сказки» неблагонадежными из-за доноса на автора книги со стороны управляющего III отделением Александра Мордвинова.
Осенью 1832 года Даля арестовали прямо во время обхода больных и доставили в Третье отделение. Его спасло от репрессий заступничество поэта Жуковского, наставника наследника престола, представившего ему все происшедшее с Далем в анекдотическом свете как совершенное недоразумение. Обвинения с Даля сняли, а не распроданный тираж «Русских сказок» уничтожили.
Женившись в 1833 году, Даль отправился в Оренбург чиновником особых поручений при военном губернаторе Перовском. На этой должности он служил около восьми лет.
Во время пребывания на Южном Урале писатель много ездил по уездам, собирал фольклорные материалы, занимался естественными науками. За свои коллекции по флоре и фауне Оренбургского края избран в 1838 году членом-корреспондентом Петербургской академии наук по физико-математическому отделению. Собранные материалы по фольклору, этнографии башкир, казахов, русских и других народов легли в основу его произведений: «Охота на волков», «Башкирская русалка», «Майна», «Башкиры. Этнографический очерк, описание башкирцев и их образа жизни».
Помимо русского, Даль знал по меньшей мере 12 языков, понимал тюркские языки, собирал в Оренбурге тюркские рукописи, благодаря чему считается одним из первых в России тюркологов. По образу и подобию его толкового словаря стал составлять собственный словарь тюркских наречий Лазарь Будагов.
В 1839-1840 годах доктор Даль участвовал в Хивинском походе. Военная деятельность Даля освещена в ряде его сочинений мемуарного характера, например, «Донская конная артиллерия» и «Письма к друзьям из похода в Хиву».
Знакомство Даля с Пушкиным должно было состояться через посредничество Жуковского в 1832 году, но Владимир Даль решил лично представиться знаменитому поэту и подарить один из немногих сохранившихся экземпляров «Сказок…». Пушкин очень обрадовался такому подарку и в ответ подарил Владимиру Ивановичу рукописный вариант своей новой сказки «О попе и работнике его Балде» со знаменательным автографом: «Твоя отъ твоихъ! Сказочнику казаку Луганскому, сказочникъ Александръ Пушкинъ».
Через год, 20 сентября 1833 года, Даль сопровождал Пушкина по пугачевским местам Оренбургского края. Именно от Пушкина он узнал сюжет «Сказки о Георгии Храбром и о волке». Вместе с Далем поэт объездил все важнейшие места пугачевских событий. В благодарность он прислал писателю в 1835 году подарочный экземпляр своей «Истории Пугачева».
Даль участвовал в лечении поэта от смертельной раны, полученной на последней дуэли, вплоть до смерти Пушкина 29 января 1837 года. Узнав о дуэли, Даль приехал к другу, хотя родные не пригласили его к умирающему Пушкину. Застал погибающего друга в окружении знатных врачей: кроме домашнего доктора Ивана Спасского, поэта осматривали придворный лейб-медик Николай Арендт и еще три доктора медицины. Пушкин радостно приветствовал друга и, взяв его за руку, умоляюще спросил: «Скажи мне правду, скоро ли я умру?» И Даль ответил профессионально верно: «Мы за тебя надеемся, право, надеемся, не отчаивайся и ты». Пушкин благодарно пожал ему руку и сказал облегченно: «Ну, спасибо». Он заметно оживился и даже попросил морошки, а Наталья Николаевна радостно воскликнула: «Он будет жив! Вот увидите, он будет жив, он не умрет!».
Далю умирающий Пушкин передал свой золотой перстень-талисман с изумрудом со словами: «Даль, возьми на память». Когда же Даль отрицательно покачал головой, Пушкин настойчиво повторил: «Бери, друг, мне уж больше не писать». Впоследствии по поводу этого пушкинского подарка Даль писал Одоевскому: «Как гляну на этот перстень, хочется приняться за что-либо порядочное». Владимир Даль пытался вернуть перстень вдове Александра Пушкина, но Наталья Николаевна запротестовала: «Нет, Владимир Иванович, пусть это будет вам на память. И еще я хочу вам подарить пробитый пулей сюртук Александра Сергеевича». Этот был тот самый сюртук-выползина. Впоследствии Даль подарил его Погодину».
В 1841 году Даль по рекомендации своего начальника Перовского был назначен секретарем его брата, а потом заведовал особой канцелярией его, как министра внутренних дел. С 1841 по лето 1849 года жил в Петербурге. Вместе с Милютиным составлял и вводил в Петербурге городовое положение.
К этому времени относится расцвет литературной деятельности Даля, публикация им очерков в духе натуральной школы. Каждый «физиологический очерк» представляет собой короткую зарисовку той или иной социальной среды. Повести и статьи он печатал в «Библиотеке для чтения», «Отечественных записках», «Москвитянине» и сборнике Башуцкого «Наши». Тогда же по поручению военного ведомства составил учебники ботаники и зоологии.
В 1849 году Даль был назначен управляющим Нижегородской удельной конторой, ведавшей делами 40 тысяч государственных крестьян, и прослужил на этом посту, предоставившем ему возможность десять лет наблюдать разнообразный этнографический материал. В 1853 году Даль устроил гомеопатическую лечебницу при Удельном округе и для нее пригласил Карла Карловича Боянуса, одного из выдающихся гомеопатов России, лютеранина. Именно в Нижнем была завершена многолетняя работа Даля по собиранию русских пословиц. В 1853 году цензура стала препятствовать публикации сборника, а Даль начертал на нем слова: «Пословица не судима».
Данное издание, подлинная этнографическая энциклопедия русской жизни, увидело свет в авторской редакции только с началом либерального периода александровских реформ, в 1862 году. Обработку толкового словаря Даль довел в Нижнем Новгороде до буквы «П».
Живя в Нижнем Новгороде, Даль много навредил себе в глазах общества «Письмом к издателю Александру Кошелеву» и «Заметкой о грамотности», в которых он высказался против обучения крестьян грамоте, так как оно «без всякого умственного и нравственного образования … почти всегда доходит до худа…». На страницах журнала «Современник» ему резко возразили Евгений Карнович, Николай Чернышевский и Николай Добролюбов.
В 1859 году действительный статский советник Даль вышел в отставку и поселился на Пресне в деревянном доме, построенном историографом князем Щербатовым. После переезда в Москву он приступил к публикации двух капитальных трудов, над которыми работал всю жизнь - «Толкового словаря живого великорусского языка» и «Пословиц русского народа».
Помимо лексики и пословиц, Даль в течение всей жизни собирал народные песни, сказки и лубочные картины. Сознавая недостаток времени для обработки накопленного фольклорного материала, собранные песни он отдал для публикации Киреевскому, а сказки - Афанасьеву. Богатое, лучшее в то время собрание лубочных картин Даля поступило в Императорскую публичную библиотеку и вошло впоследствии в издания Ровинского.
На исходе жизни Даль переложил Ветхий Завет «применительно к понятиям русского простонародья». Он «играл на нескольких музыкальных инструментах, работал на токарном станке, увлекался спиритизмом и изучал гомеопатию». К спиритизму его приобщил в Нижнем Новгороде известный мистик Аксаков. Даль рассказывал знакомым, что однажды вызвал дух покойного Жуковского и получил у него ответ на вопрос, на который только поэт мог знать ответ.
Осенью 1871 года с Владимиром Ивановичем случился первый легкий удар, после чего он пригласил православного священника для приобщения к Русской православной церкви и дарования таинства святого причащения по православному обряду. Таким образом незадолго до кончины Даль перешел из лютеранства в православие.
Владимир Иванович Даль скончался 4 октября 1872 года в возрасте 70 лет и был похоронен на Ваганьковском кладбище города Москва, рядом с супругой. Позднее, в 1878 году, на том же кладбище был похоронен его сын Лев.
Отец - Иван Матвеевич Даль.
Мать - Юлич Христофоровна
Первая жена - Юлия Даль.
Сын - Лев родился в 1834 году;
Дочь - Юлия, названа в честь матери, умерла в 1864 году в Риме.
Вторая жена - Екатерина Львовна Соколовская;
Дочери - Мария (1841), Ольга (1843), Екатерина (1845).