Российский художник кино. Народный и Заслуженный художник России. Участвовал в работах над 35 фильмами. Его ленты вошли в золотой фонд отечественного кино. Лауреат Государственной премии России имени братьев Васильевых за работу над фильмом «Семнадцать мгновений весны».
Борис Дуленков родился 8 июня 1918 года в городе Москва. Родители мальчика умерли от тифа, когда ему не было еще и года, и ребенка воспитывала тетя, которая и привила ему любовь к искусству. В 1939 году юноша окончил областное художественное училище в Москве, где обучался у таких мастеров как Петр Петровичев, Алексей Грицай, Николай Крымов.
После окончания училища Бориса направили в Академию художеств, но учиться там не стал. В 1938 году его призвали в Красную армию. Из-за врожденной близорукости служба проходила в тыловых частях, связанных со снабжением и производством снарядов и патронов. В Красной армии встретил начало войны. После нее работал на Подольском заводе, выпускающем боеприпасы в должности начальника Отдела Технического Контроля. Демобилизовался только летом 1946 года.
Дуленков не долго размышлял, чем ему заняться и сразу же поступил во Всероссийский государственный институт кинематографии, где уже преподавали его друзья по художественному училищу. Получив диплом ВГИКа в 1951 году пошел работать на «Союздетфильм», а затем перевелся в Центральную киностудию детских и юношеских фильмов имени Максима Горького.
В 1956 году, на съемках фильма «Земля и люди» состоялось творческое знакомство отца со Станиславом Ростоцким, режиссером данной ленты и Татьяной Лиозновой, ассистентом Ростоцкого. С тех пор между отцом, Ростоцким и Лиозновой завязались не только творческие, но и приятельские отношения. Они частенько бывали друг у друга на семейных торжествах.
В том же 1956 году режиссер Сергей Герасимов приступил к съемке «Тихого Дона», началось формирование группы, где ключевым стал вопрос о главном художнике. Сергей Аполлинариевич хотел видеть в этой должности одного из иллюстраторов романа, в чем руководству киностудии удалось его переубедить. В итоге на этот пост выбрали Дуленкова. Герасимов приглашал Бориса Дмитриевича и на другие фильмы, но тот принял участие еще только в двух: «Люди и звери» и «Юность Петра». После «Тихого Дона» отец стал одним из ведущих художников советского кино.
На съемках фильма «Люди и звери» в 1960 году должны были состояться две командировки за рубеж. В те времена это являлось практически не осуществимой мечтой, а тут предстояли поездки на Кубу для съемки некоторых эпизодов Аргентины и в ФРГ. Заграничные командировки были интересны и с профессиональной точки зрения. Несколько акварелей с кубинскими пейзажами и эскизы с «аргентинскими» местами действия фильма и сегодня выглядят колоритно и живописно.
Особые воспоминания оказались связаны с ФРГ, где съемочная группа провела десять дней. Наибольшее впечатление произвело посещение «Шварц кафе». Количество набросков и зарисовок превысило пару десятков. По возвращении, на последней странице журнала «Советский экран» были опубликованы рисунки четырех музыкантов из «Шварц кафе». Через пару лет страна узнала, что это были «Биттлз»: Первое изображение «ливерпульской четверки» в Советском Союзе.
Огромное значение для отца имела работа с Татьяной Лиозновой над картиной «Семнадцать мгновений весны», вышедшая в 1973 году. Сюжет сериала, несмотря на долгий путь многосерийного показа, держал неотступно зрителя в напряжении и оставил след в сердцах миллионов людей. Всего с участием Бориса Дуленкова за 38 лет работы в кино было снято 34 фильма, а с учетом серий 59.
Борис Дмитриевич работал с крупнейшими советскими режиссерами: Сергеем Герасимовым, Львом Кулиджановым, Станиславом Ростоцким, Марком Донским, Татьяной Лиозновой и многими другими первоклассными мастерами. За свою деятельность удостоен Государственной премии СССР, Государственной премии РСФСР имени Братьев Васильевых, правительственных наград.
Борис Дмитриевич Дуленков скончался 30 мая 1992 года в результате сердечной недостаточности. Похоронен Народный художник России на Введенском кладбище Москвы.
Награды Бориса Дуленкова
Народный художник России (1982)
Заслуженный художник России (1969)
Орден Октябрьской революции
Государственная премия СССР (1970) - за фильм «Доживем до понедельника»
Государственная премия России имени братьев Васильевых (23 декабря 1976 года) - за многосерийный художественный телевизионный фильм «Семнадцать мгновений весны» производства Центральной киностудии детских и юношеских фильмов имени М. Горького
Творчество Бориса Дуленкова
Фильмография
1953 - Чук и Гек
1953 - Огни на реке
1954 - Чемпион мира
1956 - Земля и люди
1958 - Тихий Дон
1959 - Первый день мира
1959 - Человек с планеты Земля
1960 - Конец старой Березовки
1961 - Евдокия
1962 - Люди и звери
1963 - Им покоряется небо
1964 - Синяя тетрадь
1965 - Первый снег
1965 - Сердце матери
1966 - Верность матери
1967 - Три дня Виктора Чернышева
1968 - Доживем до понедельника
1970 - В Москве проездом…
1971 - Человек с другой стороны
1973 - Семнадцать мгновений весны
1974 - Птицы над городом
1975 - Меняю собаку на паровоз
1976 - Так начиналась легенда
1977 - Предательница
1978 - И снова Анискин
1978 - Последний шанс
1980 - Юность Петра
1980 - В начале славных дел
1981 - Карнавал
1981 - Мы, нижеподписавшиеся
1983 - Приступить к ликвидации
1983 - Дамское танго
1985 - День гнева
1987 - Катенька
1989 - Стеклянный лабиринт
Семья Бориса Дуленкова
Отец - Дмитрий Иванович Дуленков.
Мать - Наталья Петровна Дуленкова (урожденная Фомичева).
Тетя - Елена Петровна Юрьева (Фомичева).