Дюк Эллингтон
Edward Kennedy Ellington

Американский музыкант. Величайший представитель джазового искусства. Пианист. Аранжировщик. Талантливый композитор. Руководитель джаз-оркестра «Duke Ellington Orchestra». Один из наиболее известных джазовых музыкантов XX века. Посмертно награжден Пулитцеровской премией.


Эдвард Кеннеди Эллингтон родился 29 апреля 1899 года в городе Вашингтон, США. В отличие от многих его чернокожих соотечественников, у мальчика оказалось вполне счастливое детство. Его отец, Джеймс Эдвард являлся дворецким и некоторое время служил в Белом доме. Позже, работал копировщиком в Военно-морских силах. Мать была глубоко верующей и хорошо играла на пианино. Поэтому религия и музыка сыграли огромную роль в воспитании ребенка.

     Юношу окружали достаток, покой и родительская любовь. Мать давала ему уроки игры на фортепиано. С семи лет Эллингтон занимался с учителем музыки, а примерно с одиннадцати лет сочинял музыку самостоятельно. Затем приходит увлечение рэгтаймом и танцевальной музыкой. Свою первую композицию в стиле рэгтайм «Soda Fountain Rag» Эдвард написал в 1914 году.

Несмотря на музыкальные успехи, Эллингтон обучается в специализированной школе по прикладным наукам и собирался стать профессиональным художником. Будущий музыкант выиграл конкурс на лучшую рекламную афишу города Вашингтон и работал плакатистом. Работа оказалась не пыльная, а заработок достаточный. Молодому художнику регулярно доверяли заказы, поступавшие от государственной администрации, но это занятие не приносило Кеннеди такого удовольствия, как игра на фортепиано. В результате, немного подумав Эдвард решил бросить художество, отказавшись даже от должности в институте Пратта.

Начиная с 1917 года молодой Кеннеди зарабатывал себе на жизнь исключительно музыкой, параллельно обучаясь нюансам мастерства у профессиональных столичных фортепианистов. Музыкант постоянно совершенствовал технику игры на пианино, изучал теорию гармонии.

Свой первый коллектив Эдвард собрал уже в 1919 году. Кроме самого Кеннеди, в бэнд входили саксофонист Отто Хардвик и барабанщик Сонни Грир, немного позднее к ним присоединился трубач Артур Уотсол. Однажды их выступление услышал владелец нью-йоркского бара, приехавший в столицу по делам. Бизнесмен предложил парням контракт, согласно которому они несколько лет должны будут выступать у него, а владелец бара гарантирует музыкантам публику и хорошее вознаграждение. Кеннеди и компания согласились и уже в 1922 году начали выступать в гарлемском баре «У Бэррона» как квартет «Вашингтонцы».

Уже через несколько месяцев о парнях заговорили. Их стали приглашать выступать и в другие заведения, например, в «Клуб Голливуд», расположенный на Тайм-сквер. Щедрые гонорары позволили Эдварду продолжить обучение у местных признанных мастеров игры на клавишных. Участники квартета познакомились с местной публикой: как с людьми творческими, так и с влиятельными. Чтобы соответствовать ньюйоркцам, Кеннеди стал одеваться в яркие и дорогие одежды, за что получает от товарищей шутливое прозвище «Дюк», что переводится как «герцог».

В 1926 году происходит судьбоносное знакомство Эдварда с Ирвином Миллсом, ставшим менеджером музыканта. Именно Миллс посоветовал использовать парню вместо настоящего имени творческий псевдоним, основанный на прозвище и фамилии отца. Также по совету Ирвина, Дюк переименовал разросшийся джазовый ансамбль «Вашингтонцы» на «Дюк Эллингтон и Его Оркестр».

Через год Эллингтон со своей командой переехал в нью-йоркский джазовый клуб «Cotton Club», где и выступал до первого концертного тура по стране. В этот период времени были написаны такие известные произведения как: «Creole Love Call», «Black and Tan Fantasy», «The Mooche».

«Дюк Эллингтон и Его Оркестр» в 1929 году выступал в музыкальном театре Флоренца Зигфельда. Тогда же на звукозаписывающей студии RCA Records записана хитовая композиция «Mood Indigo», а другие композиции оркестра можно было регулярно услышать по радио в прямом эфире.

Первый гастрольный тур джазового ансамбля Эллингтона состоялся в 1931 году. Годом позднее Дюк с оркестром выступил в Колумбийском университете. Считается, что этот период жизни музыканта являлся пиком карьеры, поскольку именно тогда автор написал свои легендарные произведения «It don`t mean a thing» и «Star-crossed lovers».

Дюк стал прародителем жанра свинг, написав в 1933 году композиции «Stormy weather» и «Sophisticated Lady». Умело оперируя персональными особенностями музыкантов, Эллингтон добился индивидуального, ни с чем не сравнимого звучания. Главными музыкантами в команде Дюка становятся саксофонист Джон Ходжес, трубач Фрэнк Дженкинс и тромбонист Хуан Тизол.

В том же году Эллингтон со своими музыкантами отправляется в Первое европейское турне, главным событием которого стало выступление в лондонском концертном зале «Палладиум». Во время выступления Дюка и его оркестра в зале присутствовали персоны королевских кровей, с которыми Дюку довелось пообщаться после выступления.

Вдохновившись успехом европейского тура, музыканты отправляются в новый: на этот раз сначала по Южной Америке, а затем по Северной. По окончании тура Эллингтон пишет новый хит: «Caravan». После ее выхода Дюк получает звание первого подлинно американского композитора.

Однако, белую полосу сменила черная. В 1935 году умерла мать Дюка. Это серьезно отразилось на музыканте и у него начался творческий кризис. Тем не менее, он сумел его побороть, написав композицию «Reminiseing in Tempo», которая серьезно отличалась от всего, что делал ранее.

В 1936 году Эллингтон впервые написал музыку для комедийного фильма режиссера Сэма Вуда с юмористами братьями Маркс в главных ролях. В 1938 году Дюк подрабатывал дирижером филармонического симфонического оркестра, выступавшего в отеле «Сен-Реджис».

Через год в команду Эллингтона вошли новые музыканты в лице тенор-саксофониста Бена Вебстера и контрабасиста Джима Блентона. Двое парней изменили звучание оркестра Дюка, что вдохновило его на новый европейский тур. Мастерство музыканта высоко оценили английский дирижер Леопольд Стоковский и российский композитор Игорь Стравинский.

В 1942 году Эллингтон пишет музыку для кинофильма «Хижина в облаках», а в январе следующего года собирает в Нью-Йорке полный концертный зал «Карнеги-холл». Выручка с концерта пошла на поддержание Советского Союза в период Второй мировой войны.

После войны интерес публики к джазу стал падать: люди оказались погружены в состояние депрессии и постоянного опасения. Некоторое время Дюку удавалось выступать и выплачивать гонорары артистам, но, в конце концов, разочаровавшиеся во всем музыканты разошлись. Эллингтон стал зарабатывать на жизнь подработками в виде написания музыки для фильмов.

Несмотря на это, в 1956 году Дюк Эллингтон сумел эффектно вернуться в джаз, выступив на жанровом фестивале в Ньюпорте. Совместно с аранжировщиком Уильямом Стрэйхорном и новыми исполнителями порадовал слушателей такими композициями, как «Lady Mac» и «Half the Fun», основанными на произведениях знаменитого писателя Уильяма Шекспира.

Шестидесятые годы прошлого столетия стали вторым пиком в карьере музыканта. В этот период Дюка наградили одиннадцатью премиями «Грэмми» подряд. В 1969 году Эллингтона наградили Орденом свободы. Награду Дюку вручил сам президент США Ричард Никсон.

Дюк Эллингтон скончался 24 мая 1974 года от рака легких. Похоронен великий джазовый музыкант через три дня на старейшем нью-йоркском кладбище Вудлон, расположенном в Бронксе.


Семья Дюка Эллингтона

Отец - Джеймс Эдвард, работал дворецким и некоторое время служил в Белом доме (Вашингтон). Позже работал копировщиком в Военно-морских силах.
Мать - глубоко верующая и хорошо играла на пианино.

Жена- Эдна Томпсон (брак с 2 июля 1918). Прожил с ней всю жизнь.
Сын - Мерсер (род. 11.03.1919).

Награды Дюка Эллингтона

Золотая президентская медаль от Линдона Джонсона (1966)
Почетная степень доктора Йельского университета (1967)
Орден Свободы (1969)
Императорская звезда (Эфиопия, 1973)
Орден Почетного легиона (Франция, 1973)
Пулитцеровской премии (посмертно)

Творчество Дюка Эллингтона

Дискография

1940 - The Okeh Ellington
1944 - Black, Brown & Beige
1952 - This Is Duke Ellington And His Orchestra
1953 - Duke Ellington Plays The Blues
1953 - Piano Reflections
1954 - The Duke Plays Ellington
1955 - Ellington ′55
1955 - Blue Light
1956 - Blue Rose Rosemary
1956 - Ellington At Newport ′56
1957 - In A Mellotone
1958 - Newport 1958
1958 - Blues In Orbit
1959 - Anatomy Of A Murder
1959 - Duke Ellington «Festival Session»
1959 - Jazz Party
1959 - Lotus Blossom
1959 - Johnny Hodges & Duke Ellington «Side By Side»
1959 - Johnny Hodges & Duke Ellington «Back To Back»
1959 - The Nutcracker Suite
1961 - The Best Of Duke Ellington
1961 - First Time!
1961 - Louis Armstrong & Duke Ellington
1961 - Duke Ellington «Piano in the foreground»
1962 - Money Jungle (с Чарльзом Мингусом и Максом Роучем)
1962 - Duke Ellington And John Coltrane
1962 - Duke Ellington featuring Paul Gonsalves
1963 - Duke Ellington Meets Coleman Hawkins
1963 - Duke Ellington «Arfo Bossa & Concert In The Virgin Islands»
1964 - The Great London Concerts
1964 - One O′Clock Jump
1966 - Ella At Duke’s Place
1966 - The Ellington Greatest Hits
1966 - Soul Call
1966 - Stokholm Concert
1967 - Far East Suite
1968 - Duke Ellington «Latin American Suite»
1968 - And Mother Called Him Bill
1968 - Second Sacred Concert
1972 - Duke Ellington «Live At The Whitney»
1972 - The Ellington Suites

Память о Дюке Эллингтоне

В 1976 году создан Центр его имени при лютеранской церкви святого Петра. Центр украшен фотографиями, освещающими яркие моменты биографии музыканта.

26.05.2018
  • Музыкант
  • Аранжировщик
  • Композитор
  • Пианист
  • Великий представитель джазового искусства

Родился: 29 апреля 1899 года (124 года назад)
Умер: 24 мая 1974 года (49 лет назад)

ЗАКРЫТЬ X
rus.team
Яндекс.Метрика
© 2021 RusTeam.media
Российское информационное агентство Рустим

email: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript..
 
При полном или частичном использовании и воспроизведении материалов сайтов ссылка на RusTeam.media обязательна. Для веб-сайтов интерактивная ссылка на сайт rus.team обязательна. Мнение авторов публикаций может не совпадать с позицией редакции агентства.