Джеймс Уоррен Джонс родился 13 мая 1931 года в деревне Крете, США. В 1934 году, во время Великой депрессии, вместе с семьей переехал в небольшой городок Линн. Своему воспитанию обязан главным образом матери, которая скептически относилась к институту церкви, но верила в духов, и сумела частично привить эту веру сыну. Не меньшую роль в воспитании сыграли его соседи - представители церкви пятидесятников. Еще в детстве мальчик серьезно увлекся чтением, взахлеб читал сочинения Сталина, Маркса, Мао Цзедуна, Ганди и Гитлера. Также рано начал проявлять большой интерес к религии. В 1948 году с отличием окончил среднюю школу.
В 1951 году Джонс начал посещать собрания Коммунистической партии США в Индианаполисе. Разочарованно наблюдая, как многие активные члены партии преследуются ФБР и другими спецслужбами, в его голове зародилась мысль о том, как можно бескровно прийти к идеям коммунизма. Уже в 1952 году стал учеником пастора в методистской церкви Соммерсет Саутсайд. Но совсем скоро покинул церковь, потому что ее лидеры запрещали чернокожим посещать службы. Чуть позже присоединился к церкви Баптистов седьмого дня. Увидев, какие большие деньги здесь крутятся, пришел к выводу, что и сам бы мог организовать свою церковь.
Вместе с рядом своих сторонников 4 апреля 1955 года в Индианаполисе, Джим Джонс основал собственную религиозную организацию, которая представляла собой уникальную смесь евангельского христианства, современной духовности и радикальной социальной справедливости. Все это привлекло в ряды множество восторженных последователей. Свою расцветающую церковь назвал «Храмом народов».
«Храм Народов» выступал за «апостольский социализм» и общинную жизнь, а также рьяно пропагандировал расовое равенство. Джонс демонстративно «открыл двери» в свою церковь для всех этнических групп. Именно по этой причине большинством членов этого религиозного движения являлись афроамериканцы. В целом, первоначальными членами общины, как правило, стали изгои общества: наркоманы, бомжи, проститутки. Хотя также существует и утверждение, что многие из членов организации оказались «порядочными, трудолюбивыми, высокообразованными и социально сознательными людьми», которые «хотели одного - служить Богу».
В 1960 году Джим Джонс получил сан священника, а его организация объявлена частью «Церкви Христовой». К середине 1960-х годов «Храм Народов» превратился в весьма влиятельную и финансово обеспеченную организацию. Среди ее покровителей стояли различные «левые» политические силы, для которых «Храм Народов» оказался крайне полезным политическим инструментом. Спонсирующие его политические силы, всегда могли рассчитывать на Джонса, который в нужным момент мог доставить автобусы с сотнями послушных «обезьянок-астронавтов» на различные предвыборные митинги и демонстрации.
К началу 1970-х годов «Храм Народов» открыл филиалы в таких крупных городах, как Сан-Фернандо, Сан-Франциско, Лос-Анджелес. Именно тогда религиозное движение начало открыто отходить от баптистских учений. В их деятельности все больше начали прорисовываться идеи коммунистического толка. Сам проповедник несколько раз признавался, что разделяет теорию о том, что религия - всего лишь «опиум для народа».
Проект «Храм Народов» стал походить на настоящую сеть коммун. Внутри организации действовал целый ряд строжайших правил. Например, члены церкви должны жить и воспитывать своих детей исключительно внутри коммуны, при этом полностью разорвав все контакты со своими, не примкнувшими к церкви, родственниками и друзьями. К 1977 году организация разрослась до внушительных масштабов, число последователей «церкви» перевалило за 20 тысяч человек. В ее владении состояли несколько штаб-квартир, дома престарелых, больницы, школы, детские сады, общественные столовые.
Летом 1977 года до проповедника дошли слухи, что некий частный журналист Дэвид Конн на протяжении последних восьми лет вел независимое расследование, собрав сотни страниц компромата на деятельность Джима Джонса и его «Храма Народов». Журналист точно знал обо всех преступлениях и собирался передать все имеющиеся у него материалы в полицию, министерство финансов Соединенных штатов, генеральному прокурору штата Калифорния, а также репортерам четырех ведущих таблоидов страны.
Узнав это, трепет и паранойя охватили Джонса, именно в тот момент понял, что пришло время покинуть страну и перенести свою общину. Выбор пал на Гайану. Самопровозглашенный мессия и несколько его ближайших соратников посреди ночи срочно вылетели из США в Гайану. Эта страна на северо-востоке Южной Америки выбрана не случайно. Во-первых, Гайана, будучи бывшей британской колонией, является англоязычной страной, причем довольно близкой к социалистическому режиму. Во-вторых, правительство практически полностью состояло из чернокожих лидеров.
В итоге «Храм Народов» объявил о создании сельскохозяйственной миссии в Гайане, подписав договор с местными властями об аренде 3800 акров земли в джунглях, расположенных близ границы с Венесуэлой. Данный участок земли имел очень низкую плодородность почвы, а ближайший водоем находился в одиннадцати километрах. Но Джонс все равно видел в этом месте будущий «город-сад» или настоящий «социалистический рай». Вскоре, сюда начали прибывать первые адепты. К началу 1978 года в коммуне насчитывалось около 900 человек. Борясь со скудностью почвы и ограниченными ресурсами, начали превращать густые джунгли в полноценную сельскохозяйственную коммуну, названную в честь своего духовного лидера - «Джонстаун».
Преподобный Джим Джонс называл Джонстаун образцом коммунистического сообщества, состоящим из «самых чистых коммунистов». При этом членам общины строго запрещено без спроса покидать коммуну и общаться с внешним миром. Для этого вокруг территории натянута колючая проволока, а по ее периметру постоянно патрулировали вооруженные охранники. За малейшие отклонения от правил следовали такие дисциплинарные наказания, как длительное заточение в деревянную коробку или принуждение проводить ночь на дне колодца.
Однако бегство из США ничего не изменило по отношению к деятельности «Храма Народов». Вмешательство Дэвида Конна сыграло важную роль в разрушении религиозно-коммунистической империи Джонса. Расследованием заинтересовались в Госдепартаменте США. Спецслужбы немедленно направили в Гайану запрос о предоставлении им разрешения на тщательную инспекцию миссии. В свою очередь американская таможня начала задерживать и осматривать все грузы, направляемые из США в Гайану.
Накануне трагедии в Джонстаун прибыл конгрессмен Лео Райан, пожелавший собственными глазами увидеть происходящее в поселке. Оказалось, что более десяти жителей хотят покинуть общину и вернуться в США. Для отправки всех желающих Райан вызвал небольшой самолет, однако во время посадки один из членов общины устроил стрельбу, в результате которой убиты конгрессмен и прилетевший с ним журналист.
После вооруженного инцидента 18 ноября 1978 года Джим Джонс собрал всех жителей Джонстауна и в результате проповеди убедил большинство из них совершить «революционный акт самоубийства», приняв яд. В павильоне заранее подготовлен металлический бак с виноградным соком, смешанным с цианидом и диазепамом. Все сектанты выстроились в очередь. Сначала смертельный напиток, разлитый по бумажным стаканчикам, выдали детям. Грудничков поили при помощи шприцов без игл.
Взрослые, глядя на своих умирающих детей также незамедлительно осушили свои стаканы. Тех, кто уже принял яд, выводили из павильона на улицу. Однако, далеко не все приняли яд добровольно. Часть сектантов начала сопротивляться, предлагая разрешить проблему более гуманным путем. Некоторых из них заставили выпить яд силой. Других скручивали и насильно делали им внутривенные инъекции с цианидом. А самым буйным просто перерезали горло.
Через час почти все члены общины оказались мертвы. Самым последним с собой покончил Джим Джонс. Мессия предпочел умереть быстро и выпустил себе пулю в левый висок.
В общей сложности, в результате этой акции погибло 918 человек, из которых 304 несовершеннолетние, из них 33 младенца.
В 1980 году в США вышел телефильм «Гайанская трагедия: История Джима Джонса», главную роль в котором сыграл Пауэрс Бут.
В 1984 году группа Manowar посвятила трагедии в Гайане песню «Guiana - Cult Of The Damned».
В 2004 году упомянут в седьмой книге цикла «Тёмная башня» Стивена Кинга.
В 2006 году калифорнийская панк-группа NOFX выпустила альбом «Wolves in Wolves' Clothing», где в одноименной песне содержится упоминание Джонса и массового самоубийства в Джонстауне: «We are followers of Jimmy Jones, cutting in the kool-aid line».
В 2007 году в Канаде вышел документальный фильм «Три дня в Джонстауне», главную роль в котором сыграл Рик Робертс.
В 2009 году упомянут в книге Стивена Кинга «Под куполом».
В 2011 году российская black metal группа Demons of Guillotine посвятила две песни под названиями «909» и «Преподобный Джим» со своего альбома «Время серпа» событиям, связанным с деятельностью Джонса.
В 2010 году был упомянут в книге Роберта Чалдини «Психология влияния».
В 1990 году вышел альбом группы Deicide, в котором существует песня «Carnage In The Temple Of The Damned» с отсылками о событиях в Джонстауне.
В 2016 году Джонс упомянут в книге Стивена Кинга «Пост сдал».
Также Джим Джонс упоминается в книге Дина Кунтца «Полночь», в первой главе, разделе 57.
В 2015 году в США вышел фильм «Вуаль», где Томас Джейн был в роли Jim Jacobs. Сюжет фильма очень тесно связан с историей Джима Джонса.
В 2017 году в 9-й серии 7-го сезона сериала «Американская история ужасов» сцена с отсылкой о трагедии Джонстаун (Гайана).
В 2017 году Джим Джонс упоминается в песне «Koolaid» группы Accept.
В 2017 году Джим Джонс упоминается в треке «I`m Done» группы $UICIDEBOY$.
В 2018 Джим Джонс упоминается в песне «Счастливая жизнь» группы ШАРЫ.
В 2013 году в США вышел фильм «Таинство», события и прототип главного злодея которого являются прямой отсылкой к истории Джима Джонса.
В 2018 году Джим Джонс упоминается в песне Love It If We Made It группы the 1975
Является прототипом Ионы в фильме «Ад каннибалов 2» режиссера Умберто Ленци.
В 2019 году группа SKYND посвятила ему одноименную песню.
В 2019 году Джим Джонс упоминается в песне «JAWS» исполнителя Jacques-Anthony.
В 2019 году Джим Джонс упоминается в 22 серии 3 сезона сериала «Riverdale».
Отец - Джеймс Турман Джонс (1887-1951), ветеран Первой мировой войны
Мать - Линетт Путнэм (1902-1977)
Жена - Марселина Джонс, медсестра. В браке с 1949 года
Сын - Стефан Ганди (род. 1959)
Приемные дети - Лью, Сюзанна, Стефани, Агнес и Тим
Сын - Джимми-младший от сектантки Кэролайн Мур