Доминиканский монах-проповедник. Общественный реформатор. Оказывал огромное духовное влияние на жителей Флоренции и фактически правил этим городом-государством, насаждая наряду с демократическими формами правления духовное принуждение. Ему удалось добиться принятия республиканской конституции и новых законов против азартных игр, содомии и убийств.
Джироламо Савонарола родился 21 сентября 1452 года в городе Феррар, Италия. Юноша получил гуманистическое воспитание, занимался медициной, увлекался теологией. В его первых поэмах уже просматривается характерная для него озабоченность нравственным разложением эпохи и церкви. В 1475 году поступил в доминиканский монастырь в Болонье. После обучения в 1482 году перевелся в монастырь Сан Марко во Флоренции. Понемногу его проповеди стали иметь успех. Он преподавал в Болонье, в Ферраре, совершал поездки с проповедями в Брешию и другие ломбардские города.
В 1490 году Лоренцо Медичи вызвал Савонаролу во Флоренцию. Почти сразу после прибытия Джироламо произнес несколько пламенных проповедей, предсказывая катастрофы, кары, бичуя испорченность нравов во Флоренции и церкви, критикуя самого Лоренцо. Несмотря на многие предостережения, монах не отказался от своей критики.
В июле 1491 года Савонаролу избрали настоятелем монастыря Сан-Марко и вскоре новый глава продемонстрировал свою независимость, отказавшись явиться с изъявлением почтения к Лоренцо Медичи, несмотря на финансовую поддержку монастыря его семейством.
Джироламо 5 апреля 1492 года пережил свое самое знаменитое видение о подвешенном мече божественной справедливости со словами «Се, меч Господень на землю призываю и скоро». Через несколько дней Лоренцо Медичи скончался.
В 1492 году Борджиа стал римским папой под именем Александра VI и появилась угроза французской интервенции. Эти события как бы подтверждали пророчества Савонаролы. Флорентинцы обратились к Савонароле. В городе возникла смута и в этой опасной обстановке борьбы за власть Джироламо призывал людей к примирению и пророчил, что в будущем обновленная Флоренция станет образцом для всей Италии.
Монаху-проповеднику удалось добиться принятия республиканской конституции по венецианскому образцу и новых законов против азартных игр, содомии и убийств. Всем этим Савонарола нажил себе много врагов во Флоренции, которые натравили против него папу. Не сумев соблазнить Джироламо кардинальской шапкой, он запретил ему проповеди, однако Савонарола не согласился с этим и с удвоенной силой продолжал проповедовать.
В начале 1497 года Флоренция раскололась на сторонников Савонаролы и его противников. В марте агенты Медичи спровоцировали беспорядки и в мае папа отлучил Джироламо от церкви.
В феврале 1498 года терпение римского папы Александра VI лопнуло. Он призвал синьорию немедленно заставить замолчать непокорного монаха, в следствии чего были спровоцированы бурные волнения во Флоренции, а Савонарола и его ближайшие соратники оказались схвачены и оперативно приговорены к смертной казни.
Джироламо Савонарола повешен 23 мая 1498 года, а затем его тело было сожжено. На месте казни сейчас имеется мемориальная таблица вмурованная в брусчатку площади Синьории.
Память о Джироламо Савонароле
Учение Савонаролы оправдано Павлом IV, а в XVII в. в его честь учрежден один из обрядов во время таинства ведения католической службы.
В 1875 году Савонароле поставлен памятник в Ферраре;
Его статуя, как одного из предшественников Реформации, входит в состав памятника Мартину Лютеру в Вормсе.
В видеоигре Assassin′s Creed II Савонарола является одним из антагонистов, пользуется «Частицей Эдема» для установления диктатуры во Флоренции. Убит во время своего сожжения Эцио Аудиторе да Фиренце скрытым клинком. Также косвенно упоминается в видеоигре Assassin’s Creed: Brotherhood.
В сериалах «Весна Микеланджело» Джерри Лондона и «Борджиа» Нила Джордана роль Савонаролы исполняет актер Стивен Беркофф.
В сериале «Борджиа» Тома Фонтаны роль Савонаролы исполняет актер Иэн Глен.
В третьем сезоне сериала «Великолепные Медичи» роль Савонаролы играет актер Франческо Монтанари.
Фанатичный и очень набожный священник Савонарола фигурирует в некоторых произведениях цикла Гая Юлия Орловского «Ричард Длинные Руки».
В 1904 году Томас Манн написал пьесу «Фьоренца», в которой одним из главных действующих лиц выступает Джироламо Савонарола.
Деятельность Савонаролы во Флоренции, его размолвка с папой, отлучение от церкви и казнь описаны в романе Дмитрия Мережковского «Воскресшие боги. Леонардо да Винчи» (второй части трилогии «Христос и Антихрист»).
Одноименный персонаж в комиксе Мило Манары «Борджиа».
Савонарола упоминается в романе Владимира Орлова «Аптекарь».
Савонарола упоминается в песне «Зимняя роза» группы «Аквариум».
Савонарола упоминается в песне «Дети Савонаролы» группы «Margenta».
Савонарола упоминается в романе Сомерсета Моэма «Острие бритвы»: «Снова заиграла музыка, и к нашему столику подошел мужчина - среднего роста, хорошо сложенный, с блестящей шапкой спутанных черных волос, крючковатым носом и толстыми чувственными губами: этакий грешный Савонарола».
Савонарола упоминается в стихотворении Иосифа Бродского «Представление».
Савонарола упоминается в романе Сары Дюнан «Рождение Венеры».
Савонарола упоминается в романе Олдоса Хаксли «Остров».
Савонарола упоминается в романе Ф. С. Фицджеральда «По ту сторону рая»
Савонарола упоминается в фельетоне Ильи Ильфа и Евгения Петрова «Саванарыло».
Савонарола упоминается в повести Артура Конан Дойла «Маракотова бездна».
Савонарола упоминается в романе Ю. П. Азарова «Печора».
Савонарола упоминается в романе Ирвинга Стоуна «Муки и радости»
Датский композитор Нильс Вигго Бентсон написал оперу «Савонарола» (Op. 500).
2011 - Джироламо Савонарола / Girolamo Savonarola (реж. Алессандра Джиганте / Alessandra Gigante) - документальный фильм
Савонарола упоминается в стихотворении В. Д. Берестова «Монастырь Сан-Марко, Флоренция»
По легенде, Савонароле в качестве божьего суда предложили пройти через горящий коридор, и если бы Савонарола не струсил, а протянул время, то мог бы одержать победу, так как через сорок минут после начала суда начался сильный ливень и погасил огонь.
Савонарола является историческим прототипом Его Воробейшества в серии романов Джорджа Р. Р. Мартина «Песнь Льда и Огня».