Российский режиссер театра и кино. Сценарист. Художник. Теоретик искусства. Педагог. Лауреат двух Сталинских премий первой степени. Заслуженный деятель искусств России. Профессор Всероссийского Государственного Института Кинематографии. Доктор искусствоведения. Автор фундаментальных работ по теории кинематографа. Известен по фильмам: «Стачка», «Броненосец «Потемкин», «Октябрь», «Иван Грозный», «Штурм Ля Сарраса», «Старое и новое».
Сергей Эйзенштейн родился 22 января 1898 года в городе Рига, Латвия. Мальчик вырос в семье инженера-архитектора Михаила Осиповича. Юноша получил солидное и разностороннее образование: знал основные западноевропейские языки, хорошо знаком с русской и мировой литературой, увлекался театром и живописью. В 1915 году поступил в Институт гражданских инженеров в городе Санкт-Петербург.
Октябрьскую революцию 1917 года Эйзенштейн принял и вступил в студенческий отряд народной милиции. В 1918 году с третьего курса института ушел добровольцем в Красную Армию, участвовал в обороне города. Работал художником-плакатистом, ставил в самодеятельном театре агитационные спектакли.
На учебу в Академию Генерального штаба на отделение восточных языков отправлен в 1920 году, но военным переводчиком не стал. Сергей Михайлович поступил на работу в театр Пролеткульта, мечтая стать создателем нового революционного искусства. Вскоре Эйзенштейн сблизился с Владимиром Маяковским, Всеволодом Мейерхольдом. Увидев в кино неисчерпаемые возможности искусства, вскоре создал свой первый настоящий фильм «Стачка», показав себя мастером метафоры, монтажа, ритма.
В 1925 году Эйзенштейн поставил «Броненосец Потемкин», вышедший в 1926 году и триумфально прошедший по экранам мира. Эта кинолента стала классикой нового киноискусства. Еще через год, режиссер снял картину «Октябрь», в которой впервые в художественном кино показан образ Владимира Ильича Ленина.
Вместе с Григорием Александровым и Эдуардом Тиссэ в октябре 1928 года Эйзенштейн отправился в командировку за рубеж с целью изучения западного опыта. Побывали в Соединенных Штатах Америки, Мексике и странах Европы. Выступал по берлинскому радио, читал лекции в Гамбурге, Берлине, Лондоне и Кембриджском университете, Антверпене, Амстердаме, сделал доклад «Интеллектуальный монтаж» в Брюссельском университете и даже начал снимать в Мексике кино, но не успел его закончить.
По настоятельной просьбе советского руководства в 1932 году Сергей Михайлович вернулся в Россию и уже здесь занялся научной и педагогической деятельностью, став заведующим кафедрой режиссуры Государственного института кинематографии, с 1937 года являлся профессором.
На родине Эйзенштейн продолжил свою режиссерскую, теоретическую и педагогическую работу. Мастер разработал теорию «интеллектуального кино», согласно которой с помощью развития киноязыка появлялась возможность для зрителя получать не только образные, но и научные понятия. В 1938 году поставил фильм «Александр Невский», удостоенный многих наград. В 1944 году снял фильм «Иван Грозный», первая серия которого удостоена Сталинской премии. Вторая серия не вышла на экран, так как трактовка не устроила власти. Встреча Иосифа Сталина, Вячеслава Молотова и Андрея Жданова с Сергеем Эйзенштейном и артистом Николаем Черкасовым в 1947 году дала возможность переработать картину.
Всего в фильмографии режиссера 23 картины, в ряде из которых выступил и в качестве сценариста. Огромно и теоретическое наследие Эйзенштейна: автор фундаментальных работ по теории кинематографа. Ему принадлежат статьи, очерки и мемуары, а еще рисунки, ставшие известными по посмертным выставкам. Имел звание «Заслуженный деятель искусств». С сентября 1944 года входил в состав Художественного совета при Комитете по делам кинематографии.
Сергей Михайлович Эйзенштейн скончался 11 февраля 1948 года от сердечного приступа в Москве. Похоронен на четвертом участке Новодевичьего кладбища столицы.
Орден Ленина (01.02.1939) - за фильм «Александр Невский» (1938)
Орден «Знак Почета»
Заслуженный деятель искусств России (1935)
Сталинская премия первой степени (1941) - за фильм «Александр Невский» (1938)
Сталинская премия первой степени (1946) - за 1-ю серию фильма «Иван Грозный» (1944)
Медаль на Всемирной выставке декоративных искусств (1925), Париж.
Режиссер
1923 - Дневник Глумова
1924 - Стачка («Чертово гнездо», «История стачки»)
1925 - Броненосец «Потемкин» («1905 год»)
1927 - Октябрь (название замысла: «Десять дней, которые потрясли мир»)
1929 - Штурм Ля Сарраса / The Storming of La Sarraz (в соавторстве с Айвором Монтегю и Хансом Рихтером)
1929 - Старое и новое («Генеральная линия»)
1930 - Сентиментальный романс / Le Romance sentimentale
1931 - Землетрясение в Оахаке (документальный)
1931 - Да здравствует Мексика! (не был завершен; в 1979 году доработан Г.Александровым)
1933 - Эйзенштейн в Мексике / Eisenstein in Mexico (документальный)
1933 - Буря над Мехико
1934 - День смерти / Death Day (короткометражный)
1935-37 - Бежин луг (уничтоженная картина, восстановлена в качестве фотофильма Н. И. Клейманом и С. И. Юткевичем)
1938 - Александр Невский
1940 - Время на Солнце / Time in The Sun (документальный; в соавторстве с Григорием Александровым)
1941 - Мексиканская симфония / Mexican Symphony
1941 - Свободная земля / Land of Freedom
1941 - Идол надежды / Idol of Hope
1941 - Обретение креста / Conquering of Cross
1941 - Семена Свободы / Seeds of Freedom (в соавторстве с Гансом Бюргером)
1944 - Иван Грозный (1-я серия)
1945 - Иван Грозный (2-я серия, сказ второй - «Боярский заговор»), в прокате с 1958 года
1946 - Иван Грозный (неоконченный, 3-я серия)
Сценарист
1924 - Стачка («Чертово гнездо», «История стачки»)
1927 - Октябрь («Десять дней, которые потрясли мир»)
1929 - Старое и новое («Генеральная линия»)
1935 - 1937 - Бежин луг
1938 - Александр Невский
1944 - Иван Грозный (1-я серия)
1945 - Иван Грозный (2-я серия, сказ второй - «Боярский заговор»)
1946 - Иван Грозный (неоконченный, 3-я серия)
Две памятные монеты Банка России, посвященные 100-летию со дня рождения Сергея Эйзенштейна. 2 рубля, серебро, 1998 год
Научно-мемориальный кабинет-музей С. М. Эйзенштейна в музее кино.
Киновоплощения
1989 - «Pissoir» (Канада). В роли Пол Беттис / Paul Bettis
1989 - «Дежа вю». В роли Марек Вудковский.
1991 - «И возвращается ветер…». В роли Эйзенштейна - Владимир Валов
1996 - «Возвращение «Броненосца». В роли?
1996 - «Potemkin: The Runner’s Cut» (Англия). В роли Чарльз Дэнс / Charles Dance
1998 - «Histeria!». Серия «Russian Revolution». В роли Пол Рагг / Paul Rugg
2000 - Eisenstein (Канада-ФРГ). В роли Симон Мак-Берни / Simon McBurney.
2012 - El efecto K. El montador de Stalin (Испания). В роли Энтони Сенен / Anthony Senen
2013 - «Курьерский особой важности». В роли Александр Бобров
2014 - «Escaping Riga» (Латвия). В роли Михаилс Карасиковс.
2015 - «Эйзенштейн в Гуанахуато». В роли Эльмер Бек.
2015 - «Орлова и Александров». В роли Виталий Хаев
Документальные фильмы
1958 - «Сергей Эйзенштейн», Василий Катанян
1990 - «Сергей Эйзенштейн: Уроки монтажа», В. Чубасов; учебный фильм по монтажу; по заказу Киевского Государственного института театрального искусства им. И. К. Карпенко-Карого
1998 - «Дом мастера», Марианна Киреева
2006 - «Сергей Эйзенштейн. Мексиканская болезнь», реж. Игорь Романовский
Библиография
Эйзенштейн С. Монтаж аттракционов: К постановке «На всякого мудреца довольно простоты» А. Н. Островского в московском Пролеткульте // Леф. 1923. № 3. С.70-75.
Эйзенштейн С. Два черепа Александра Македонского // Новый зритель. 1926. № 35. С. 10.
Эйзенштейн С., Пудовкин Вс., Александров Г. Будущее звукового фильма: Заявка // Жизнь искусства. 1928. № 32. То же: Советский экран. 1928.
Эйзенштейн С. Нежданный стык // Жизнь искусства. 1926. № 34.
Эйзенштейн С. М. Иван Грозный: Киносценарий. М.: Госкиноиздат, 1944. - 192 с.
Эйзенштейн С. М. Как я стал режиссером. Рига: Госкиноиздат, 1946. - 340 с.: фотоилл.
Эйзенштейн С. М. Избранные статьи. М.: Искусство, 1956. - 456 с.
Эйзенштейн С. М. Динамический квадрат: Предложения в пользу новых пропорций экрана, выдвинутые в связи с вопросом о практической реализации «широкого» фильма // Вопросы киноискусства. М.: АН СССР, 1960. Выпуск 4. - 424 с.
Эйзенштейн Eisenstein. Рисунки / Dessins / Drawings. М.: Искусство, 1961. - 226 с.
Эйзенштейн С. М. Избранные произведения. В 6-и томах. М.: Искусство, 1964-1971.
Т.1: Автобиографические записки разных лет, замыслы. Краткая летопись жизни и деятельности, фильмография, библиография. М., 1964. - 696 с.
Т.2: Работы 1923-1940 гг.: цикл работ о монтаже, программа преподавания режиссуры во Всесоюзном государственном институте кинематографии, выступление на творческом совещании 1935 года; статьи и заметки разных лет;
«Заявка Эйзенштейна, Пудовкина, Александрова» (Будущее звуковой фильмы), перевод доклада на английском языке, «Монтаж 1938» и др. исследования. М., 1964. - 566 с.
Т.3: Теоретические исследования 1945-1948 гг. М., 1964. - 672 с.
Т.4: «Искусство мизансцены». М.: 1966. - 790 с.
Т.5: История и теория кино: «Проблема советского исторического фильма», «Диккенс, Гриффит и мы»; Критика и публицистика. М., 1968. - 600 с.
Т.6: Киносценарии. М., 1971. - 560 с.
Эйзенштейн С. Немчинов пост: воспоминания о К.Малевиче / Публ. И.Вакар // Новые рубежи: Одинцово, Московской обл. 1988. 28 января. № 12-13 (11051-11052)
Эйзенштейн С. Чет - Нечет / Публ. Н.Клеймана // Восток - Запад. Исследования. Переводы. Публикации. М.: Наука, 1988. Вып. 3. С.234-278.
То же в сб.: Великий и загадочный И-цзин [: антология]. Челябинск: Аркаим, 2004. С. 401-412 (Серия «Антология тысячелетий»)
Эйзенштейн С., Александров Г. Базар похоти: Сценарий на 9 частей Тараса Немчинова: трагикомедия о прифронтовом доме терпимости в эпоху первой мировой войны, 1925 // НЛО. 1993 № 4. С. 5-19.
Эйзенштейн С. Монтаж: Монтаж аттракционов; За кадром; Четвертое измерение в кино; Монтаж 1938; Вертикальный монтаж; Вкладыш: учебное издание / Предисловие Р. Юренева. М.: ВГИК, 1998. - 193 с.
Эйзенштейн С. Мемуары / Составление, предисловие, комментарии Н. И. Клеймана. М.: Труд; Музей кино, 1997. Том 1. Wie sag' ich’s meinem Kinde? - 432 с. («Живая классика»)
Эйзенштейн С. Мемуары. М.: Труд; Музей кино, 1997. Т.2: Автобиография; Обезьянья логика; Истинные пути изобретения; Профили. - 544 с. («Живая классика»)
Театральные тетради С. М. Эйзенштейна («Заметки касательно театра» и другие записи). Публ., вст. ст., коммент. и текстология М. К. Ивановой и В. В. Иванова. При участии И. Ю. Зелениной//Мнемозина. Документы и факты из истории отечественного театра XX века. Вып. 2 /Ред.-сост. В. В. Иванов. М.: «УРСС», 2000. С. 190-279.
Теории новой антропологии актера и статья С. Эйзенштейна и С. Третьякова «Выразительное движение». Публ., вст. ст. и примеч. А. С. Миляха // Документы и факты из истории отечественного театра XX века. Вып. 2 / Ред.-сост. В. В. Иванов. М.: «УРСС», 2000. С. 280-305.
С. Эйзенштейн - оперный режиссер. К истории постановки «Валькирии». Публ., вст. текст и коммент. С. И. Савенко // Документы и факты из истории отечественного театра XX века. Вып. 2 / Ред.-сост. В. В. Иванов. М.: «УРСС», 2000. С. 310-326.
Эйзенштейн С. Монтаж. М.: Эйзенштейн-центр; Музей кино, 2000. - 592 с.
Эйзенштейн С. Метод. Том 1: Grundproblem. М.: Эйзенштейн-центр; Музей кино, 2002. - 495 с.
Эйзенштейн С. Метод. Том 2: Тайны мастеров. М.: Эйзенштейн-центр; Музей кино, 2002. - 688 с.
Эйзенштейн С. Неравнодушная природа. Том 1: Чувство кино. М.: Эйзенштейн-центр, Музей кино, 2004. - 687 с.
С. М. Эйзенштейн. «Интернациональный театр» / Публ., вст. ст. и коммент. В. В. Иванова // Мнемозина. Документы и факты из истории отечественного театра XX века. Вып. 3 / Ред.-сост. В. В. Иванов. М.: АРТ, 2004. С.200-208; 537-539.
Эйзенштейн С. Неравнодушная природа. Том 2: О строении вещей / Сост. Н.Клеймана. М.: Эйзенштейн-центр; Музей кино, 2006. - 624 с.
Эйзенштейн С. Психологические вопросы искусства [сб. статей] / Сост., ред., вступит. ст. Е.Басина. М.: Смысл, 2002. - 336 с.
«Все великое просто» С. М. Эйзенштейн о театре. 1919-1923. Публ., вст. ст. и коммент. В. В. Забродина // Документы и факты из истории отечественного театра XX века. Вып. 4 / Ред.-сост. В. В. Иванов. М.: Индрик, 2009. С. 437-505.
Бабушка - Ираида Конецкая, купчиха первой гильдии.
Отец - Михаил Осипович Эйзенштейн, городской архитектор
Мать - Юлия Ивановна.
Жена - Перл Моисеевна Фогельман (брак с 1934 года), журналистка и кинокритик (литературный псевдоним - Пера Аташева; 18 ноября 1900 - 23 сентября 1965), один из составителей посмертного собрания сочинений Эйзенштейна в шести томах (1964-1971), хранительница его архива. Среди прочего, ею составлен альбом фильмов «Советское киноискусство, 1919-1939».