Прошел премьерный показ фильма «Броненосец Потемкин»

Премьера немого исторического художественного фильма «Броненосец Потемкин», снятого режиссером Сергеем Эйзенштейном на первой кинофабрике «Госкино», состоялась 21 декабря 1925 года. Неоднократно в разные годы эта картина признавалась лучшим или одним из лучших фильмов всех времен и народов по итогам опросов критиков, кинорежиссеров и публики.

Фильм повествует о матросах одного из броненосцев Черноморского флота, стоящего на рейде Одессы. Они взбунтовались из-за того, что их пытались накормить червивым мясом. Зачинщики бунта приговариваются к расстрелу. Однако во время исполнения казни остальные матросы бросаются им на выручку. Офицеров корабля выбрасывают за борт, но вдохновитель восстания матрос Вакуленчук гибнет в схватке.

Население Одессы стекается на похороны Вакуленчука и поддерживает команду революционного корабля. Вызванные правительственные войска безжалостно расстреливают мирных жителей на знаменитой одесской лестнице. На подавление восстания направляется Черноморская эскадра, но матросы отказываются стрелять по восставшим, и броненосец «Потемкин» проходит через строй кораблей.

В финале третьего акта фильма на мачте броненосца развевается поднятый восставшими красный флаг. Заканчивается картина кадром, на котором броненосец будто бы «выплывает из фильма» в зал.

К 20-летию первой русской революции юбилейная комиссия ВЦИКа приняла решение о постановке ряда спектаклей, посвященных революционным событиям 1905 года. Кроме того, в рамках празднований предполагалась «большая фильма, показанная в особых рамках, с ораторским вступлением, музыкальными и драматическими сопровождениями, по специально написанному тексту». Сценарий предложили написать Нине Агаджановой, постановку картины поручили 27-летнему Сергею Эйзенштейну.

По первоначальному сценарию фильм должен был осветить целый ряд эпизодов, связанных с революцией 1905 года: русско-японскую войну, резню армян, революционные события в Санкт-Петербурге, бои в Москве. Съемки предполагалось вести в целом ряде городов СССР.

Сергей Михайлович начал со съемок в Ленинграде и успел снять эпизод железнодорожной забастовки, конку, ночной город и разгон демонстрации на Садовой улице. Дальнейшим съемкам помешало ухудшение погоды: начались постоянные туманы. При этом режиссер был поставлен в жесткие временные рамки: фильм требовалось закончить к концу года, хотя сценарий был утвержден лишь 4 июня.

Объективно оценив ситуацию, Сергей Эйзенштейн принимает решение отказаться от первоначального сценария и ограничиться лишь одним из его эпизодов - восстанием на броненосце «Потемкин», который в обширном сценарии Агаджановой занимал всего несколько страниц. Сергей Эйзенштейн совместно с Григорием Александровым существенно перерабатывает и расширяет сценарий.

Кроме того, в ходе работы в картину вносились эпизоды, не предусмотренные ни сценарием Агаджановой, ни сценарными набросками самого Эйзенштейна, как, например, сцена шторма, с которой начинается фильм. В результате содержание фильма оказалось очень далеким от первоначального сценария Агаджановой.

Кинолента была снята в Одессе, которая тогда являлась одним из центров кинопроизводства, и где удалось найти подходящий для съемок корабль. Первый показ фильма произошел 21 декабря 1925 года на торжественном заседании, посвященном юбилею революции 1905 года в Большом театре. Премьера состоялась в Москве 18 января 1926 года в 1-м Госкинотеатре.

Немой фильм был озвучен в 1930 году, восстановлен в 1950 году и переиздан в 1976 году на киностудии «Мосфильм» при участии Госфильмофонда СССР и музея Эйзенштейна под художественным руководством Сергея Юткевича.

В 1925 году после продажи негатива фильма в Германию и его перемонтажа режиссером Пилем Ютци, «Броненосец Потемкин» вышел в мировой прокат в отличающейся от авторского замысла версии: расстрел матросов был перенесен из начала в конец фильма. В дальнейшем он подвергся цензуре и в СССР: были удалены некоторые кадры и промежуточные титры, слова Троцкого в прологе были заменены цитатой Ленина.

В 2005 году под общим руководством Фонда «Германская Кинематека», при участии Госфильмофонда и Российского государственного архива литературы и искусства, авторская версия фильма была восстановлена и озвучена музыкой Эдмунда Майзеля.


Создатели и актерский состав фильма «Броненосец Потемкин»

Режиссер - Сергей Эйзенштейн

Сценарист - Нина Агаджанова, Сергей Эйзенштейн, Сергей Третьяков, Николай Асеев

Оператор - Эдуард Тиссэ, Владимир Попов

Композитор - Эрик Элламен, Яти Дюран, Владимир Хейфиц, Николай Крюков, Крис Лоу, Эдмунд Майзель, Нил Теннант

Художник - Василий Рахальс

Актеры - Александр Антонов, Владимир Барский, Григорий Александров, Иван Бобров, Михаил Гоморов, Александр Левшин, Н. Полтавцева, Константин Фельдман, Прокопенко, А. Глауберман, Беатрис Витольди, Бродский, Джулия Эйзенштейн, Сергей Эйзенштейн, Андрей Файт, Коробей, Марусов, Протопопов, Репникова, Владимир Уральский, Зеренин, Алексантери Ахола-Вало, Иона Бий-Бродский

Премьера - 21 декабря 1925 года

Сборы в США - $ 46 653

Жанр - драма, история

Связанные новости и события
  • 08.07.1905
    08 июля 1905
    Завершился мятеж на броненосце Потемкин
    Восстание моряков на броненосце «Князь Потемкин-Таврический» завершилось 8 июля 1905 года. Оно стало одним из самых значимых событий Первой русской революции и является первым случаем вооруженного мятежа целой воинской части в ходе этой революции. Восстание началось 27 июня по целому ряду причин. Это событие произошло на фоне неудач России в войне с Японией и социальных волнений в стране. На многих кораблях Черноморского флота среди моряков господствовали революционные настроения и ненависть к офицерскому классу.
ЗАКРЫТЬ X
rus.team
Яндекс.Метрика
© 2021 RusTeam.media
Российское информационное агентство Рустим
Телефон редакции: +7 (495) 24-10-100,
email: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript..
 
При полном или частичном использовании и воспроизведении материалов сайтов ссылка на RusTeam.media обязательна. Для веб-сайтов интерактивная ссылка на сайт rus.team обязательна. Мнение авторов публикаций может не совпадать с позицией редакции агентства.