Российский артист балета. Балетмейстер. Заслуженный артист Императорских театров.
Александр Горский родился 6 августа 1871 года в городе Санкт-Петербург. Рос в семье торгового служащего. В 1880 году поступил в Академию русского балета имени А. Я. Вагановой, учился у педагога Николая Ивановича Волкова.
Свою сценическую карьеру Горский начал в 1889 году в Мариинском театре как артист кордебалета, а через одиннадцать лет стал первым танцовщиком. Обладая хорошей школой, исполнял партии классического и характерного репертуара: Принц Дезире в балете «Спящая красавица», сарацинский танец в балете «Раймонда», китайский танец в балете «Щелкунчик», арлекин в балетах «Времена года» и «Испытание Дамиса».
Артист одинаково успешно проявлял себя и в классическом танце, и в танцах народно-характерных, и в пантомиме. Также прекрасно рисовал, дирижировал оркестром. Большой интерес вызвала у него система записи танцевальных движений, созданная Степановым - даже написал учебное пособие по этой системе.
Балетмейстерская карьера Александра Горского оказалась стремительной. В 1896 году начал преподавать теорию танца в балетной школе. Через два года первая его постановка - балет «Клоринда - царица горных фей» состоялась в Михайловском театре. Это был выпускной спектакль Петербургского Императорского театрального училища.
В 1898 году Александр Алексеевич ставит в Москве балет «Спящая красавица». Московская художественная жизнь поразила его своей новизной - в противоположность Санкт-Петербургу, сохраняющему старые традиции. После успеха «Спящей красавицы» последовала новая постановка в Большом театре - «Раймонда» Александра Глазунова. После этого балетмейстеру предложили возглавлять московский балет.
Первой его работой в новой должности стала постановка балета «Дон-Кихот». Здесь уже проявилась новаторство Горского - новая трактовка кордебалета: асимметричное движение, в котором каждому из артистов дается свой особый танец - и это создает впечатление живой толпы, точнее - народа. Критика громила такого «Дон-Кихота», поставленного в 1900 году, но публика приняла с восторгом.
Такими же стали реакции и на постановку «Лебединого озера». Александр Горский не просто перенес на московскую сцену петербургскую редакцию Мариуса Петипа и Льва Иванова, первый акт значительно переработан. Обратился и к жанру «белого балета», поставив «Вальс-фантазию» Михаила Ивановича Глинки.
В 1901 году Александр Алексеевич Горский берется за балетное воплощение романа Виктора Гюго «Собор Парижской богоматери». Балет «Эсмеральда» на музыку Цезаря Пуни со счастливой развязкой его не удовлетворял - музыку для его спектакля под названием «Дочь Гудулы» пишет композитор А. Симон. Жанр спектакля режиссер определил как «мимодрама с танцами». Эта новая форма балета, созданная им, предполагала максимальную передачу исторических и национальных особенностей, обилие народных и жанровых сцен, а также усиление роли пантомимы, которая могла даже теснить танец. Следующей работой стала «Сказка о рыбаке и рыбке», но этот балет успеха не имел.
В дальнейшем Горский «экспериментирует» с балетами Мариуса Петипа: сначала «Баядерка», затем - «Дочь фараона». В последнем произведении использовал позы, которые заимствовал с древнеегипетских фресок и барельефов. Московская публика была в восторге. В балете «Нур и Анитра», поставленном в конце 1907 года, присутствуют черты модного в то время течения - символизма: эротичность, идея губительной силы искусства. Одной из лучших его работ стал балет «Саламбо» по одноименному роману Гюстава Флобера, поставленный в 1909 году.
Новаторство Александра Горского касалось не только балета как такового - балетмейстер первым оценил ту роль, которую может сыграть в балете фотография. Его методическое пособие по танцу проиллюстрировано снимками, которые сам делал в процессе преподавательской работы, а альбом «Хореографические фотоэтюды», ценен не только как документ эпохи, но и как произведение искусства.
В 1912 году Горский поставил балет «Корсар», который предстал в его трактовке как историческая драма, развивающая направление, начатое «Дочерью Гудулы». Декорации и костюмы для этого спектакля создавал Константин Коровин. Четырьмя годами позже балетмейстер впервые использует для балетной постановки симфоническую музыку - Пятую симфонию Александра Глазунова.
После Октябрьской революции для Горского наступают нелегкие времена: с точки зрения нового руководства балетмейстер представляет собой искусство «старого строя», другим же, напротив, кажется ниспровергателем традиций. Поэтому все больше работает за пределами Большого театра - в частных труппах, в театре сада «Аквариум». В этот период создает балет «En blanc» на музыку Третьей сюиты Петра Ильича Чайковского.
В 1919 году в Большой театр приходит Владимир Немирович-Данченко и в сотрудничестве с ним Александр Горский возвращается к «Лебединому озеру». В балет внесены значительные изменения: финалу I акта придана характерность, в III акте вальс невест поручен солистам, а не кордебалету, изменены характерные танцы. Переработке подвергся и II акт - в русле все того же стремления к достоверности драматического действия.
Не всегда искания Александра Алексеевича оказывались удачными. Например, в балете «Жизель» усиление роли пантомимы, призванной передавать драматизм, привело к утрате возвышенности и романтичности. Но в целом общее направление его реформы приводило к усилению психологического начала балета, к достоверной передаче чувств героев.
Последней постановкой Александра Горского стал балет «Грот Венеры» на музыку Рихарда Вагнера из оперы «Тангейзер».
Скончался Александр Алексеевич Горский 20 октября 1924 года в возрасте пятидесяти трех лет.
1902 - «Дочь Гудулы» («Эсмеральда»), на музыку Симона. Мимодрама с танцами в 4 действиях и 9 картинах по роману В.Гюго, 24 ноября 1902, дирижёр А.Арендс, художник К.Коровин
1903 - «Золотая рыбка» - балет в 4 актах 7 картинах Людвига Минкуса, с добавлением музыки А. Н. Серова, Л. Делиба, И. Брамса, П. И. Чайковского. Премьера 16 ноября 1903 года в Большом театре, художник К. А. Коровин, дирижёр А. Ф. Арендс. Партии исполняли: Старик - Н. П. Домашёв, Старуха - С. В. Фёдорова, Золотая рыбка - Г. Гримальди (позже А. М. Балашова, В. А. Мосолова)
1907 - «Нур и Анитра» на музыку А.Ильинского (сюита, соч.13), Московский Большой театр, 2 декабря 1907, дирижёр А.Арендс, костюмы В.Дьячкова
1910 - «Саламбо», по одноимённому роману Г. Флобера на музыку А. Ф. Арендса
1913 - «Любовь быстра!» («Норвежская идиллия») - балет в одном действии а музыку Э.Грига (Симфонические танцы): 8 декабря 1913 года - постановка в московском Большом театре, дирижёр А.Арендс, художники К.Коровин, Г.Голов, В.Дьячков; 27 июля 1918 года - новая редакция Горского (сад Аквариум); 17 января 1922 года Горский возобновил спектакль на сцене Московского Нового театра
1913 - "Шубертиана - балет в 2 актах 4 картинах на музыку Ф. Шуберта (подобрана и оркестрована А. Ф. Арендсом), 8 декабря 1913 года, Большой театр (эпизод сказания об Ундине), художник К. А. Коровин, дирижёр А. Ф. Арендс; герцог - Конрад - А. Д. Булгаков, Клотильда - В. А. Каралли, граф Зоневальд - М. М. Мордкин, граф Отто фон Раубертун - В. В. Свобода, Шут - В. А. Рябцев, Ундина - Е. В. Гельцер, Струй-Водяной, дядя Ундины, он же под видом лесного царя - И. Е. Сидоров
1916 - Сюита на музыку Пятой симфонии А. К. Глазунова
1918 - «Тамара» (Thamar) на музыку М.Балакирева, 6 августа 1918 года - Горский и Л.Новиков поставили балет на артистов Большого театра на сцене театра Аквариум, дирижёр Шмукловский (ранее этот балет поставил Михаил Фокин в 1912 году)
1918 - «В белом» (En blanc) - хореографическая фантазия на музыку Чайковского (3-я сюита для симфонического оркестра), 11 июня 1918 г., театр сада Аквариум, дирижёр А.Арендс, художник В.Дьячков
1921 - «Танец Саломеи» - балет на музыку Р.Штрауса, 6 февраля 1921 года, Большой театр, дирижёр Г.Фительберг, художник Ф.Федоровский
? - «Вальс-фантазия» на музыку М. И. Глинки
? - «Этюды» - дивертисмент на музыку Грига, Шопена и Рубинштейна
Редакции балетов и постановки актов
1889 - «Спящая красавица» - редакция балета Мариуса Петипа
1900 - «Дон Кихот» Людвига Минкуса (поставил I акт)
1900 - «Раймонда» - Большой театр, премьера 23 января 1900 - А. А. Горский, ассистент балетмейстера И. Н. Хлюстин, художник К. Ф. Вальц, П. А. Исаков. Лютке-Мейер, дирижёр А. Ф. Арендс. Партии исполняли: Раймонда - А. А. Джури, Жан де Бриен - М. М. Мордкин, Абдерахман - А. Н. Ермолаев. 17 ноября 1908 года Горский показал новую редакцию балета, художник К. А. Коровин, дирижёр А. Ф. Арендс. Партии исполняли: Раймонда - Е. В. Гельцер, Жан де Бриен - В. Д. Тихомиров, Абдерахман - М. М. Щипачёв. 18 февраля 1918 года Горский возобновил редакцию 1908 года; Раймонда - Е. В. Гельцер, Жан де Бриен - В. Д. Тихомиров, Абдерахман - А. Д. Булгаков
1901 - «Лебединое озеро» Петра Чайковского (редакции 1901, 1912, 1922 годов)
1901 - «Конёк-Горбунок» (редакции 1901, 1912, 1914 годов)
1904 - «Баядерка» - Большой театр (по Мариусу Петипа). Первые исполнители: Никия - Е. Гельцер; Солор - М. Мордкин, Василий Тихомиров.
1905 - «Дочь фараона» - новая редакция Горского, 27 ноября 1905 года, балет в 5 актах 9 картинах, художник К. А. Коровин (декорации и костюмы), Н. А. Клодт, П. Я. Овчинников, Г. И. Голов (декорации). Партии исполняли: Англичанин-турист - В. Д. Тихомиров, его слуга - Поливанов, Мумия и Бинт-Анта - Г. Гримальди, Рамзес II - И. Е. Сидоров, царь Хитарис - М. М. Мордкин, Хита - С. В. Фёдорова.
1905 - «Коппелия» (редакция балета); Сванильда - Е. В. Гельцер, Франц - В. Д. Тихомиров, Коппелиус - В. Ф. Гельцер. Премьера - 25 февраля 1905.
1905 - «Волшебное зеркало» - фантастический балет в 4-х действиях и 7 картинах композитора А.Корещенко по сказкам А.Пушкина и бр. Гримм (Первая постановка Мариуса Петипа в Мариинском театре 9 февраля 1903, дирижёр Р.Дриго, художник А.Головин). Редакция А.Горского - 13 февраля 1905 года - новая сцена Большого театра, дирижёр А.Арендс, художник А.Головин. Спектакль был возобновлён 17 апреля 1921 года.
1905 - «Тщетная предосторожность» - премьера балета в редакции Горского - 20 декабря 1905 года; Лиза - С. В. Фёдорова, Колен - М. М. Мордкин, Марцелина - В. А. Рябцев. Возобнобление балета - 24 апреля 1916 года, дирижёр А. Ф. Арендс, художник Ф. А. Лавдовский; Лиза - Е. В. Гельцер, Колен - Л. А. Жуков, Марцелина - Рябцев. Возобновление балета редакции Горского 27 января 1922 года, Большой театр (на сцене Нового театра), дирижёр Ю. Ф. Файер; Лиза - Фёдорова.
1907 - «Жизель», на музыку Адольфа Адана (редакции 1907, 1911, 1922 годов)