Польский музыкант и пианист. Автор фортепианной сонаты, двенадцати романсов на стихи Катюля Мендеса, Вариации и фуга Es-dur - одно из лучших своих сочинений. Крупнейшее оркестровое сочинение - Симфония h-moll. Но своим важнейшим сочинением считал оперу «Манру». Недолго состоял на государственной службе - в 1919 году был премьер-министром и министром иностранных дел Польши. Рыцарь Большого Креста ордена Британской империи.
Игнаций Ян Падеревский родился 18 ноября 1860 года в селе Куриловка, Украина. Ранние годы провел с отцом и сестрой в поместье под городом Житомир, однако после ареста отца по подозрению в участии в Польском восстании 1863 года, мальчика взяла на воспитание тетя. Вскоре отца освободили. Женившись во второй раз, вместе с семьей переехал в село Судилков.
К этому времени относятся первые музыкальные опыты Падеревского-младшего. Уроки игры на фортепиано Ян брал у Петра Совинского, но в основном занимался самостоятельно. Прирожденный талант и большое трудолюбие позволили молодому музыканту быстро добиться значительных успехов, и летом 1872 года он смог поступить в Варшавскую консерваторию.
Обучение проходил под руководством Юлиуша Яноты, Павла Шлецера и Рудольфа Штробля.
В последующие несколько лет проживал в городе Варшава, зарабатывая на жизнь преподавательской и композиторской деятельностью.
В 1880 году Падеревский женился на Антонине Корсак, но через год супруга умерла, родившийся сын Альфред оказался инвалидом. Тогда пианист принял решение полностью посвятить себя музыке, и в конце 1881 года уехал в немецкий город Берлин, где брал уроки композиции у Фридриха Киля и Генриха Урбана. Там же познакомился с Рихардом Штраусом и Рубинштейном.
Учеником Теодора Лешетицкого Ян стал в 1884 году, переехав в австрийский город Вена. Некоторое время пианист занимал должность профессора консерватории в городе Страсбург, Франция. Затем возвратился в город Вена, где в 1887 году состоялся его первый сольный концерт.
Вскоре имя музыканта получило широкую известность. В 1889 году прошли его концерты в городе Париж, на одном из них публика вызывала пианиста на бис в течение часа. Год спустя, с не меньшим успехом выступил в Лондоне, а еще через год в США. Благодаря своему выдающемуся мастерству музыкант стал культовой фигурой высшего общества, везде встречая теплый прием. Публику привлекала не только музыкальная составляющая исполнения, но и его яркий, вызывающий, гипнотический внешний вид.
Усадьбу «Рион-Боссон» неподалеку от города Морж на берегу Женевского озера в Швейцарии композитор купил в 1897 году, где позднее проводил дни отдыха между концертами. Два года спустя Ян женился на Елене Гурской. Заработав к тому времени достаточно большое состояние, пианист приобрел еще одно поместье в Польше, не переставая концертировать по всему миру.
Наибольшую известность в качестве композитора получил после премьеры оперы «Манру» которая с большим успехом прошла в Европе.
Прекратив на время выступления, в 1907 году, закончил ряд крупных сочинений, в том числе Симфонию h-moll. Через два года, вернувшись к концертной деятельности, Игнаций Ян Падеревский пережил очередной творческий кризис.
С начала 1910-х годов начал участвовать в политической жизни Польши, поддерживая идею о ее независимости. В 1913 году переехал в США, однако с началом Первой Мировой войны вернулся в Европу, где вошел в состав Польского Национального комитета в городе Париж. Также принимал участие в создании аналогичных политических и общественных организаций в других городах, в том числе Лондонского фонда помощи.
В январе 1919 года Глава государства Юзеф Пилсудский назначил Падеревского Премьер-министром страны. На данной должности Ян пробыл менее года. Летом следующего 1920 года участвовал в Конференции послов, разочаровавшись в перспективах развития Республики, окончательно ушел из политики, вернувшись после 1922 года к концертам.
Первое после долгого перерыва выступление пианиста состоялось в Карнеги-холле города Нью-Йорк, США, и имело огромный успех. В рамках концертного тура по Соединенным Штатам музыкант дал еще ряд концертов, всюду собирая полные залы.
В 1926 году, узнав о произошедшем в Польше Майском перевороте под предводительством Пилсудского, заявил о своей активной политической позиции и выступил против Санации. В усадьбе музыканта подписали декларацию членов оппозиции, получившей название «Моржский фронт».
Падеревский снялся в фильме «Лунная соната», посвященном его исполнительскому искусству который вышел в свет в 1936 году. Музыкант мало занимался преподаванием. Наиболее известным его учеником стал польский пианист Витольд Малцужиньский, завоевавший вторую премию на Конкурсе имени Шопена.
За годы творческой деятельности Игнаций Ян Падеревский написал множество произведений, в число которых входят: увертюра Es-dur; концерт для фортепиано a-moll; концерт для скрипки с оркестром; сюита G-dur для струнных; соната Es-dur; вариация и фугу Es-dur; сюита Es-dur; вальсы, мазурки, полонезы, менуэты, краковяки.
После Польской кампании 1939 года композитор решил вновь вернуться к общественной деятельности. В 1940 году вошел в состав польского Правительства, находившегося в городе Лондон и возродил свой Фонд. Чтобы обеспечить его деньгами, музыкант отправился в концертные туры по США, во время одного из которых заболел воспалением легких.
Игнаций Ян Падеревский скончался 29 июня 1941 года в городе Нью-Йорк, США. Похоронили музыканта на Арлингтонском национальном кладбище. Впоследствии, 5 июля 1992 года останки композитора перевезли в Варшаву и торжественно перезахоронили в Соборе Святого Иоанна.
Сочинять небольшие пьесы Падеревский начал ещё в юношеском возрасте, но уже в произведениях конца 1870-х (Скрипичная соната, «Песни странника») начинает проявляться его индивидуальный композиторский стиль в духе позднего романтизма. Первые крупные сочинения Падеревского — Фортепианный концерт, написанный и впервые исполненный в 1889 г., а также Фантазия на польские темы для того же состава, созданная четырьмя годами позднее, сперва имели успех, в основном, благодаря тому, что Падеревский сам блестяще их исполнял, но к 1930-м годам ушли в неизвестность, в чём немалую роль сыграла незрелая, сырая гармонизация и излишняя высокопарность изложения обоих произведений. Творческая активность Падеревского затем проявлялась в течение коротких периодов, связанных с перерывами в его интенсивной концертной деятельности. Одним из таких периодов был 1903 год, когда композитор окончил Фортепианную сонату, Двенадцать романсов на стихи Катюля Мендеса и Вариации и фугу — одно из лучших своих сочинений.
Крупнейшее оркестровое сочинение Падеревского — Симфония h-moll — было начато в 1903 году, однако работу над ним композитор возобновил лишь в 1907—1908 годах, когда в очередной раз отошёл от концертов. Симфония не пользовалась большой популярностью: написанная в национально-романтическом духе и отмеченная некоторым стилистическим непостоянством, она казалась неким анахронизмом на фоне бурно развивавшейся европейской музыкальной культуры начала XX века. Сочинение длится семьдесят минут, в нём отображены различные эпизоды польской истории. Общеевропейское уважение к Падеревскому позволило этой симфонии, тем не менее, некоторое время оставаться в репертуаре оркестров и получать одобрительные отзывы критиков.
Своим важнейшим сочинением сам Падеревский считал оперу «Манру». Начав работу над ней в 1893 году, он завершил её в 1901, премьера состоялась 29 мая в Дрездене. Опера написана на либретто Альфреда Носсига по роману Юзефа Крашевского «Дом за деревней» («Chata za wsią») и повествует о любви молодого цыгана к польской крестьянке. Как и в случае с симфонией, после успешных первых представлений публика потеряла интерес к опере из-за недостатка драматизма в её музыке. Композитор не смог полностью реализовать решение сюжета, основанного на проблеме расовых и культурных конфликтов, которая в начале XX века стала весьма актуальной.
Опера
Оркестровые сочинения
Прелюдии
Камерные сочинения