Иоанн Кассиан Римлянин

Христианский монах. Богослов. Один из основателей монашества в Галлии. Видный теоретик монашеской жизни. Автор «О правилах общежительных монастырей» и «Собеседований».
В Русской православной церкви почитается в лике преподобных. Память совершается 13 марта.


Иоанн Кассиан Римлянин родился около 360 года в Румынии. Происходил из благочестивой, достаточно состоятельной семьи. Начальные правила веры и христианской нравственности прививались ему уже с детства. В надлежащее время получил разностороннее образование классического типа, хорошо изучил философию, античную поэзию, астрономию, риторику. Помимо латинского языка владел греческим.

Со временем духовное воспитание, усердие и личные таланты Иоанна дали плоды: открывавшейся перед ним карьере светского мужа предпочел путь смиренного монашеского жития. Около 380 года предпринял паломничество в Палестину. Во время паломничества его сопровождал давний друг, Герман.

Здесь, на священной земле, друзья решили отрешиться от соблазнов суетной жизни в миру и, получив необходимое благословение, поступили в Вифлеемскую обитель. Пребывая в монастыре, Иоанн Кассиан предавался молитве, внимал проповеди, исполнял послушание, соблюдал посты. Пришло время и, дав надлежащие обеты, принял монашеское облачение.

Овладев за годы усердного труда начатками аскетического опыта, Иоанну и его другу Герману захотелось больше узнать о подвижничестве, усилить подвиги, и помыслили отправиться на родину иночества, в Египет.

Помолившись, как следует, перед дорогой, испросив благословения и пообещав настоятелю возвратиться в обитель, друзья отправились в путь. По морю дошли на корабле до порта Танис, а оттуда, в сопровождении епископа Архебия, добрались до Панефиса. Там находилась обитель известного аввы Пинуфия. Господь свел их с монахами, жившими и подвизавшимися среди соленых озер, на местных холмах, аввами Нестором, Херемоном, а также с аввой Пинуфием, жившим вблизи обители, в келье.

Пробыв в Панефисе какое-то время, Иоанн и Герман, воздав благодарение Богу, отправились дальше и прибыли в город Диолк. Здесь черпали мудрость, общаясь с отцами: Архебием, Иоанном, Пиаммоном и другими. Очередным пунктом паломничества выбрана пустыня Скит. В IV веке ее населяло множество благочестивых отшельников.

Посещая тамошних подвижников, Иоанн Кассиан и Герман участвовали в совместных молитвах, интересовались различными аскетическими упражнениями, задавали вопросы, испрашивали советов, слушали душеполезные увещевания. Им посчастливилось общаться с духовно зрелыми отцами: Пафнутием, Моисеем, Исааком, Серапионом, Феоной, Даниилом.

Вскоре Иоанн вступил в общину, находившуюся под руководством аввы Пафнутия. Этот авва являлся монахом-оригенистом, служил пресвитером в одном их храмов Скита. По субботам и воскресеньям храм наполнялся сходившимися для богослужения отшельниками. Пребывая в Скиту, святой изнурял свое тело постами и физическими трудами, много и искренне молился.

Через семь лет непрестанного аскетического делания в Египте Иоанн Кассиан Римлянин отправился в Палестину, и опять вместе с Германом. Друзья хотели исполнить обещание, данное настоятелю Вифлеемского монастыря, благословившему их на паломничество, когда еще только готовились к путешествию по Египту.

Между тем, в Вифлееме друзья оставались не долго и по Промыслу Божию вскоре опять возвратились в Египет. Общее время пребывания Иоанна Кассиана на территории Египта исследователи определяют десятью годами. За это время возрос возрастом духовным, приобрел неоценимый аскетический опыт, стяжал мудрость, собрал материал для будущих сочинений.

В 399 году в Египте возникли волнения, связанные с критикой учения антропоморфитов - еретиков, утверждавших, что Бог обладает чертами, схожими с чертами, присущими человеческому телу. Критический отзыв, прозвучавший из уст архиепископа Александрийского Феофила, встретил одобрение в лице братий общины аввы Пафнутия и вообще в лице многих пустынников.

Недовольные таким ходом событий еретики стянулись в Александрию и стали угрожать Феофилу. Потребовали от него отречения от оригенистских воззрений, и он к ним прислушался. В 400 году Феофил обличил лжеучение Оригена публично. Состоявшиеся вскоре после этого Соборы в Александрии и Нитрии официально осудили оригенизм.

И вот, монахи-оригенисты подверглись гонениям и вытеснению их Египта как со стороны духовенства, так и со стороны государственных властей. Многие иноки вынуждены искать кров, пропитание и поддержку на территории других стран. Около пятидесяти монахов обрели сочувствие в лице главы Константинопольской Церкви, святителя Иоанна Златоуста. В числе этих пятидесяти прибывших находились Иоанн Кассиан Римлянин и Герман.

В Константинополе заметили достоинства друзей. Иоанн возведен в сан диакона. Кроме того ему доверили должность комита сокровищницы при кафедральном соборе. В свою очередь Герман рукоположен во священника.

Когда святитель Иоанн Златоуст был незаслуженно обвинен в злоупотреблениях, а затем выслан из Константинополя, отцы Иоанн Кассиан Римлянин и Герман отправились на Запад искать поддержки у Римского епископа Иннокентия I. Константинопольский клир снабдил их особым посланием, которое передали по назначению. 

После этого Иоанн Кассиан остался служить в Риме, равно как и его друг, отец Герман. В Риме святой пробыл около двенадцати лет. Именно здесь рукоположен во священника, после чего получил должность советника Римского епископа. За время пребывания в Риме познакомился с будущим Папой Львом Великим.

В 415 году, не то стремясь к уединенному созерцанию, не то из-за нашествия готов, преподобный Иоанн Кассиан Римлянин прибыл в Марсель, где сблизился с местным архиереем Прокулом. Вскоре его стараниями создано два монастыря: мужской и женский. Мужскую обитель возглавил сам святой. Впоследствии эта обитель стала именоваться обителью святого Виктора.

Постепенно обитель приумножилась братиями. Опыт пребывания отца Иоанна Кассиана в Египте способствовал хорошей организации внутренней жизни монастыря. Со временем слава о нем как о хорошем духовном руководителе распространилась по всей Южной Галлии.

В 20-х годах V века отец Иоанн, по просьбе местных епископов, составил свод правил для общежительных монастырей. Кроме того в этот период работал над не менее значимым трудом «Собеседования...». Около 426 года преподобный принял участие в полупелагианских спорах. Как опытный пастырь и трудолюбивый монах не мог согласиться ни с учением, обнуляющим значимость личных усилий подвижника, ни с противоположной ему крайностью - учением, минимизирующим значимость роли Божественной благодати. В этой связи мягко указывал на неточности, допущенные блаженным Августином.

В то же время отец Иоанн был занят написанием трактата против еретика Нестория «О воплощении Господа». В конце жизни преподобный стал терять физические силы.

Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин скончался около 435 года. Его тело погребено в обители святого Виктора.


Труды Иоанна Кассиана Римлянина

12 книг «О правилах об­ще­жи­тель­ных мо­на­сты­рей»
24 «Собеседования»
«О воплощении Господа, против Нестория»
Высказывания Иоанна Кассиана вошли в сборник «Филокалия»

Память об Иоанне Кассиане Римлянине

В Православной Церкви прославлен как святой, день памяти совершается 13 марта

У католиков, согласно Католической Энциклопедии, отдельные его взгляды после его смерти осуждены как полупелагианские, однако сам он неофициально почитается в Марселе и упоминается в качестве святого папой Урбаном V

12.03.2020
ЗАКРЫТЬ X
rus.team
Яндекс.Метрика
© 2021 RusTeam.media
Российское информационное агентство Рустим
email: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript..
Информационное агентство «Рустим», зарегистрировано Роскомнадзором, реестровая запись от 14.02.2022 ИА № ФС 77 - 82757,
знак информационной продукции 16+
При полном или частичном использовании и воспроизведении материалов сайтов ссылка на RusTeam.media обязательна. Для веб-сайтов интерактивная ссылка на сайт rus.team обязательна. Мнение авторов публикаций может не совпадать с позицией редакции агентства.