Немецкий христианский мистик. Проповедник. Теолог. Член доминиканского ордена.
Как мистик требовал главным образом проявления христианского духа в практической жизни. Настаивал на простоте веры, на «осязательном» проявлении духа, исполненного любви к Богу.
Иоганн Таулер родился около 1300 года в городе Страсбург, Германия. Рос в семье богатого купца. В возрасте восемнадцати лет отказался от значительного состояния и вступил в доминиканский орден. Получил образование в доминиканском монастыре.
В монастыре Таулер познакомился с проповедями Мейстера Экхарта, которые оказали на него большое влияние. Окончив обучение, занимался пастырской опекой набожных жен, монахинь и бегинок. Написал для них по-немецки сборник проповедей мистического характера. Затем отправился в доминиканский колледж в Кельне.
Вернувшись в Страсбург в 1330 году стал проповедником. Во время конфликта между императором Людовиком IV и папою Иоанном XXII на Страсбург, ставший на сторону императора, наложен папский интердикт. Верные папе доминиканцы, которые отказались служить службы для жителей города, в 1338 году вынуждены оставить город. Таким образом, Иоганн Таулер переехал в Базель, где оставался до 1342 года.
Во время своего пребывания в Базеле Таулер познакомился с распространенным среди верных мирян мистическим движением «друзья Бога». Вернулся в Страсбург около 1343 года. Здесь посетил его «друг Бога» из Оберланда. Под влиянием последнего в течение двух лет подвергал себя тяжелым аскетическим послушаниям.
Учение Таулера уходит корнями в традицию отца христианской мистики - Псевдо-Дионисия Ареопагита. Специфическое влияние оказал на него также Мастер Экхарт. Однако как мистик отличается от Экхарта тем, что гораздо меньше занимается философскими идеями, ведущими к пантеизму, а требует главным образом проявления христианского духа в практической жизни.
Таулер настаивал на простоте веры, на «осязательном» проявлении духа, исполненного любви к Богу. Как человек высокой нравственности, беспощадно осуждал недостатки представителей церковной структуры - алчность, роскошь, жестокость и другие пороки светские и духовные.
Проповедник пробовал представить своим слушателям идею мистического единства - соединения души с Богом, что могло произойти только тогда, когда человек откроет божественный стержень в своей душе. Это «основание» души происходит непосредственно от Бога и с Ним жаждет воссоединиться.
Путь к такому воссоединению должен лежать через аскетические практики, приводящие к уничижению, «испражнению» души от всяческих иных содержаний и образов - также образа Бога. Идея Бога у Таулера имеет неоплатоническую окраску. Проповедник говорит о непосредственном опыте встречи с Богом, который, однако, не следует искать в отрыве от примера, который дал нам Христос. Такой опыт - последний этап духовного развития - дается как благодать.
Таулер составил около восьмидесяти проповедей. Многие сочинения остались в рукописях.
Христианский мистик Иоганн Таулер умер 16 июня 1361 года.
Царство Божие внутри нас
Бог зовет и призывает нас
Ищущие Бога и взысканные Богом
Человек - Храм Божий
О правильной молитве
Путь внутрь
Помощь на внутреннем пути
Обращение к Богу
Обновление в духе
О Божественном созревании
Пятикратное пленение
Закон воздаяния
Мудрость отрешенности
О троичности человека
О глубине души
Глубина душевная и глубина божественная
Божественная Троица в глубине души
Истинное следование
Постоянная бдительность
Горе указывает путь к свету
Освобожденность от забот
Внешняя и внутренняя любовь
О внутренней молитве
О подлинном созерцании
Отвержение Я
О «Не-Я»
Жить духом
Блаженство союза с Богом
О действии Божьем в нас
О вкушении Тела Христова
О духовном вкушении Бога
О божественной глубине
Подготовка рождения Бога в нас
О Вознесении
Возврат в Бога
Семь даров Духа Святого
Праздник вечной жизни