Австрийский композитор. Представитель венской классической школы.
Один из основоположников музыкальных жанров: симфония и струнный квартет.
Создатель мелодии, впоследствии легшей в основу гимнов Германии и Австро-Венгрии.
Гайдн Йозеф родился 31 марта 1732 года в селе Рорау, Австрия. Родители мальчика увлекались музыкой и пением и рано обнаружили в сыне музыкальные способности. В возрасте пяти лет его отправили к родственникам в город Хайнбург-на-Дунае, где Йозеф стал учиться хоровому пению и музыке. В 1740 году его заметил директор капеллы венского собора святого Стефана. Именно он взял талантливого мальчика в капеллу, и тот в течение девяти лет пел в хоре.
В 1749 году Йозеф ушел из хора и стал свободным музыкантом. Последующий десятилетний период оказался для музыканта весьма трудным. Гайдн брался за разную работу, в том числе являлся слугой итальянского композитора Никкола Порпора. В это время усердно занимался изучением творений известных мастеров и теорией композиции. Вскоре композитор издал, написанные им сонаты для клавесина, которые обратили на себя внимание. Первыми крупными его сочинениями стали первая симфония и опера «Хромой бес».
В 1759 году композитор получает должность капельмейстера при дворе графа Карла фон Морцина. Через два года Гайдна берут вторым капельмейстером при дворе князей Эстерхази, одной из самых влиятельных и могущественных аристократических семей Австро-Венгрии, а в 1766 году стал главным капельмейстером. В его обязанности входило сочинение музыки, руководство оркестром, камерное музицирование и постановка опер. Князья Эстерхази являлись настоящими ценителями музыки и почитателями таланта Гайдна. За почти тридцатилетнюю карьеру при их дворе композитор сочиняет большое количество произведений.
Позднее, в Вене Гайдн познакомился и подружился с Моцартом. В 1790 году умирает Миклош Эстерхази и князь Антон, его преемник, распускает оркестр. С 1791 года композитор уезжает по контракту в Англию. Две симфонии, рожденные там, еще более упрочили славу Гайдна. Затем музыкант поселился в Вене, где и написал свои две знаменитые оратории: «Сотворение мира» и «Четыре времени года».
В 1792 году в Бонне знакомится с молодым Бетховеном и берет его в ученики. В области инструментальной музыки Гайдн по праву считается одним из крупнейших композиторов своего времени. Под конец жизни Йозеф пользовался громадной популярностью.
Великий музыкант, композитор Йозеф Гайдн умер в Вене 31 мая 1809 года. Творческое наследие композитора включает 104 симфонии, восемьдесят три квартета, пятьдесят две фортепианные сонаты, две оратории, четырнадцать месс, двадцать четыре оперы.
Творчество Йозефа Гайдна
Камерная музыка
12 сонат для скрипки и фортепиано
83 струнных квартета для двух скрипок, альта и виолончели
7 дуэтов для скрипки и альта
40 трио для фортепиано, скрипки (или флейты) и виолончели
21 трио для 2 скрипок и виолончели
126 трио для баритона, альта (скрипки) и виолончели
11 трио для смешанных духовых и струнных инструментов
Концерты
4 концерта для скрипки с оркестром (один утрачен)
3 концерта для виолончели с оркестром
3 концерта для кларнета с оркестром (принадлежность Гайдну окончательно не доказана)
4 концерта для валторны с оркестром (два утрачены)
концерт для 2 валторн с оркестром (утрачен)
концерт для гобоя с оркестром (принадлежность Гайдну окончательно не доказана)
11 концертов для фортепиано с оркестром
6 органных концертов
5 концертов для двух колесных лир
4 концерта для баритона с оркестром
концерт для контрабаса с оркестром (утрачен)
концерт для флейты с оркестром (утрачен)
концерт для трубы с оркестром
13 дивертисментов с клавиром
Вокальные произведения
Оперы
1751 - «Асмодей, или Новый хромой бес» (Der krumme Teufel, утрачена, переписана в 1757 году)
1762 - «Ацис и Галатея» (Acide e Galatea, переписана в 1773/1774)
1763 - «Мечта маркизы» (La marchesa nespola)
1766 - La canterina
1768 - «Аптекарь» (Lo speziale)
1770 - «Рыбачки» (Le pescatrici)
1773 - «Обманутая неверность» (L’Infedeltà delusa)
1773 - «Филемон и Бавкида» (Philemon und Baucis)
1775 - «Непредвиденная встреча» (L’incontro improvviso)
1777 - «Лунный мир» (II Mondo della luna)
1779 - «Истинное постоянство» (La vera costanza, переписана в 1785)
1779 - «Необитаемый остров» (L’isola disabitata)
1781 - «Вознагражденная верности» (La fedeltà premiata)
1782 - «Роланд-паладин» (Orlando paladino, героико-комическая опера на сюжет поэмы Ариосто «Неистовый Роланд»)
1783 - «Армида»
1791 - «Орфей и Эвридика, или Душа философа» (L’anima del filosofo, ossia Orfeo ed Euridice)
Оратории
«Сотворение мира»
«Времена года»
«Семь слов Спасителя на кресте»
«Возвращение Товия»
Аллегорическая кантата-оратория «Рукоплескания»
ораториальный гимн Stabat Mater
Мессы
малая месса (Missa brevis, F-dur, около 1750)
большая органная месса Es-dur (1766)
месса в честь св. Николая (Missa in honorem Sancti Nicolai, G-dur, 1772)
месса св. Цецилии (Missa Sanctae Caeciliae, c-moll, между 1769 и 1773)
малая органная месса (В-dur, 1778)
Мариацелльская месса (Mariazellermesse, C-dur, 1782)
месса с литаврами, или Месса времен войны (Paukenmesse, C-dur, 1796)
месса Heiligmesse (B-dur, 1796)
Нельсон-месса (Nelson-Messe, d-moll, 1798)
месса Тереза (Theresienmesse, B-dur, 1799)
месса с темой из оратории «Сотворение мира» (Schopfungsmesse, B-dur, 1801)
месса с духовыми инструментами (Harmoniemesse, B-dur, 1802)
Симфоническая музыка
«Прощальная симфония»
«Оксфордская симфония»
«Траурная симфония»
6 Парижских симфоний (1785-1786)
12 Лондонских симфоний (1791-1792, 1794-1795), в том числе симфония № 103 «С тремоло литавр»
66 дивертисментов и кассаций
Произведения для клавира (клавесин, клавикорд, сейчас исполняют на фортепиано)
фантазии, вариации
52 сонаты
Семья Йозефа Гайдна
Жена - Мария Келлер.
Их семейный союз не был счастливым. Жена композитора оказалась сварливой и расточительной. Помимо прочего барышня нисколько не ценила таланта мужа и часто использовала рукописи супруга вместо бумаги для выпечки. К удивлению многих семейная жизнь в отсутствии любви, детей и домашнего уюта продолжалась 40 лет.