Выдающийся немецкий композитор и пианист. Представитель «венской классической школы». Является ключевой фигурой классической музыки в период между классицизмом и романтизмом. Один из наиболее исполняемых композиторов в мире. Писал во всех существовавших в его время жанрах, включая оперу, музыку к драматическим спектаклям, хоровые сочинения.
Людвиг Бетховен родился 16 декабря 1770 года в городе Бонн, Германия. Дед мальчика по отцу родился во Фландрии, служил певчим в Генте и Лувене и в 1733 году перебрался в Бонн, где стал придворным музыкантом в капелле курфюрста - архиепископа Кельнского. Его сын Иоганн, как и его отец, служил в капелле вокалистом и подрабатывал, давая уроки игры на скрипке и клавире.
В 1767 году женился на Марии-Магдалине Кеверих, дочери придворного шеф-повара в Кобленце. Людвиг, будущий композитор, являлся старшим из трех их сыновей. Его музыкальный талант проявился рано. Первым учителем музыки Бетховена стал его отец, также с ним занимались самые лучшие музыканты капеллы.
Отец организовал первое публичное выступление сына 26 марта 1778 года. Через три года занятиями руководил композитор Кристиан Готлоб Нефе. Вскоре Бетховен стал концертмейстером придворного театра и помощником органиста капеллы. В 1782 году написал свое первое произведение: Вариации для клавира на тему марша композитора Эрнста Дреслера.
Готлоб рассмотрел в юнце проблески одаренности. Понимая, что музыкальные навыки не дают полноценного развития, прививает Людвигу любовь к литературе, философии и древним языкам. Шиллер, Гете становятся кумирами юного гения. Бетховен жадно изучает произведения Баха и Генделя, мечтая о совместной работе с Моцартом.
В 1787 году Бетховен посетил Вену и взял несколько уроков у композитора Вольфганга Моцарта. Но вскоре узнал, что его мать тяжело больна, и вернулся в Бонн. После смерти матери, Людвиг остался единственным кормильцем семьи.
Одаренность юноши привлекла внимание некоторых просвещенных боннских семейств, а фортепианные импровизации обеспечили ему свободный вход в любые музыкальные собрания. Особенно много сделало для него семейство фон Брейнинг, которое взяло опеку над музыкантом.
В 1789 году Бетховен стал вольнослушателем философского факультета Боннского университета. Через три года, в 1792 году переселился в Вену, где прожил до конца жизни. Первоначальной его целью при переезде являлось совершенствование в композиции под руководством композитора Йозефа Гайдна, но эти занятия продлились недолго. Бетховен быстро завоевал известность и признание. Сначала как лучший в Вене пианист и импровизатор, а позже как композитор.
В расцвете творческих сил Бетховен проявлял колоссальную работоспособность. С 1801 года на протяжении одиннадцати лет написал такие выдающиеся произведения, как Соната до диез минор, «Лунная», Вторая симфония, «Крейцерова соната», «Героическая», Третья симфония, сонаты «Аврора» и «Аппассионата», опера «Фиделио», Четвертая симфония.
Соната для фортепиано № 14 до-диез минор, более известна под названием «Лунная», написана немецким композитором Людвигом ван Бетховеном и издана 3 марта 1802 года. «Лунной» первую часть сонаты назвал музыкальный критик Людвиг Рельштаб, уже после смерти автора - он сравнил это произведение с «лунным светом над Фирвальдштетским озером».
В 1808 году Бетховен закончил одно из популярных симфонических произведений: Пятую симфонию и одновременно «Пасторальную», Шестую, симфонию. Через два года написал музыку к трагедии Иоганна Гете «Эгмонт», а в 1812 году мир услышал Седьмую и Восьмую симфонии.
На благотворительном концерте в зале Венского университета 8 декабря 1813 года состоялась премьера Седьмой симфонии Бетховена. В этом же концерте состоялась премьера и другого произведения: «Победа Веллингтона, или Битва при Виктории». Патриотически настроенные слушатели приняли программу «на ура», и через четыре дня ее пришлось повторить.
Бетховен с двадцатисемилетнего возраста страдал прогрессировавшей глухотой. Тяжелый для музыканта недуг ограничивал его общение с людьми, затруднял выступления, которые со временем Бетховену пришлось прекратить. С 1819 года ему пришлось целиком перейти на общение с собеседниками с помощью грифельной доски или бумаги и карандаша.
В поздних сочинениях Бетховен нередко обращался к форме фуги. Пять последних фортепианных сонат № 28-32 и пять последних квартетов № 12-16, отличаются особо сложным и утонченным музыкальным языком, требующим от исполнителей величайшей искусности.
Позднее творчество Бетховена долгое время вызывало споры. Из современников лишь немногие смогли понять и оценить его последние сочинения. Одним из таких людей стал его русский почитатель князь Николай Голицын, по заказу которого написаны и которому посвящены квартеты № 12, 13 и 15. Ему же посвящена увертюра «Освящение дома» 1822 года.
В 1823 году Бетховен закончил «Торжественную мессу», которую считал своим лучшим произведением. Эта месса, рассчитанная скорее на концертное, чем на культовое исполнение, стала одним из этапных явлений в немецкой ораториальной традиции. При содействии Голицына «Торжественная месса» впервые исполнена 7 апреля 1824 году в Петербурге.
В этом же году в Вене состоялся последний бенефисный концерт Бетховена, в котором, помимо частей из мессы, прозвучала его итоговая, Девятая симфония с заключительным хором на слова «Оды к радости» поэта Фридриха Шиллера. Через все произведение последовательно проведена идея преодоления страдания и торжества света.
Композитор создал девять симфоний, 11 увертюр, пять концертов для фортепиано с оркестром, скрипичный концерт, две мессы, одну оперу. Камерная музыка Бетховена включает 32 фортепианные сонаты, не считая шести юношеских сонат, написанных в Бонне, и 10 сонат для скрипки и фортепиано, 16 струнных квартетов, семь фортепианных трио, а также много других ансамблей - струнные трио, септет для смешанного состава. Его вокальное наследие состоит из песен, свыше 70 хоров, канонов.
Людвиг ван Бетховен скончался 26 марта 1827 года в Вене от воспаления легких, осложненного желтухой и водянкой. Композитор похоронен на Центральном кладбище Вены.
Произведения Людвига ван Бетховена
Девять симфоний:
№ 1 (1799-1800),
№ 2 (1803),
№ 3 «Героическая» (1803-1804),
№ 4 (1806),
№ 5 (1804-1808),
№ 6 «Пасторальная» (1808),
№ 7 (1812),
№ 8 (1812),
№ 9 (1824);
Восемь симфонических увертюр, среди которых «Леонора» № 3;
Пять концертов для фортепиано с оркестром;
Музыка к драматическим спектаклям: «Эгмонт», «Кориолан», «Король Стефан»;
Шесть юношеских сонат для фортепиано;
Тридцать две сонаты для фортепиано, «32 вариации до-минор» и около 60 пьес для фортепиано;
Десять сонат для скрипки и фортепиано;
Концерт для скрипки с оркестром, концерт для скрипки, виолончели и фортепиано с оркестром;
Пять сонат для виолончели и фортепиано;
Шестнадцать струнных квартетов;
Шесть трио;
Балет «Творения Прометея»;
Опера «Фиделио»;
Торжественная месса;
Вокальный цикл «К далекой возлюбленной»;
Песни на стихи разных поэтов и обработки народных песен.
Семья Людвига ван Бетховена
Отец - Иоганн ван Бетховен, певец.
Мать - Мария Магдалина ван Бетховен.
История личной жизни одаренного пианиста на редкость трагична. Людвиг в кругу аристократической элиты считался простолюдином, поэтому не имел права претендовать на благородных девиц. В 1801 году влюбился в юную графиню Жюли Гвиччиарди. Чувства молодых людей не были обоюдными, так как девушка одновременно встречалась и с графом фон Галленбергом, за которого вышла замуж через два года после знакомства. Любовные терзания и горечь потери возлюбленной композитор выразил в «Лунной сонате», которая стала гимном неразделенной любви.
С 1804 по 1810 Бетховен страстно влюблен в Жозефину Брунсвик: вдову графа Йозефа Дейма. Женщина увлеченно отвечала на ухаживания и письма пылкого возлюбленного. Но роман закончился по настоянию родственников Жозефины, которые уверены, что простолюдин не станет стоящим кандидатом в супруги. После болезненного разрыва мужчина из принципа делает предложение Терезе Мальфатти. Получает отказ и пишет шедевральную сонату «К Элизе».
Пережитые душевные волнения настолько огорчили впечатлительного Бетховена, что он решил провести остаток жизни в гордом одиночестве.