Итальянский драматург и либреттист. Создатель национальной комедии. Осуществил просветительскую реформу итальянской драматургии и театра. Написал около трехсот пьес. Сохранил популярные венецианские маски. Известен по пьесам «Благодетельный грубиян», «Кофейная», «Слуга двух господ», «Импресарио из Смирны», «Душа общества», «Трактирщица».
Карло Гольдони родился 25 февраля 1707 года в городе Венеция, Италия. Мальчик вырос в интеллигентной семье, которая хотела видеть его юристом и заставляла изучать право. Но с ранних лет ребенок полюбил театр. В четырнадцать лет убежал из Римини, где обучался философии, и уехал с труппой бродячих актеров. Через четыре года его выгнали из училища в Павии за то, что написал сатирическую пьесу, где высмеял своих учителей. Получив степень доктора стал адвокатом, адвокатурой почти не занимался, так как настойчиво пробовал свои силы в драматургии.
В 1738 году появляется его пьеса «Momolo cortesan», которую считают началом его настоящей драматургической деятельности. В этот период творчество Гольдони как драматурга было невелико и неблистательно. В 1748 году стал присяжным драматургом труппы Медебака, в Венеции. Родной город принял его с восторгом.
На протяжении четырнадцати лет Гольдони сочинял и ставил пьесы. Ему случилось в 1750 году написать шестнадцать комедий, причем в их числе оказались такие шедевры, как: «Лжец», «Кофейня», «Семейство антиквара», «Бабьи сплетни». Между 1756 и 1762 годами написал еще примерно 60 комедий, в том числе трилогию «La Villegiatura», знаменитую «Baruffe Chiozzote» и обошедшую все европейские сцены «Locandiera».
В венецианский отрезок времени Гольдони провел ту реформу, о которой мечтал. Дал итальянской буржуазии комедию, которая ей была необходима. В венецианских комедиях отводилось широкое место для импровизации. Но с 1750 года, когда автор поставил свою пьесу-программу «Комический театр», уже абсолютно отошел от сценарной техники.
Порвать идеально со всем тем, что в комедии масок когда-то было так дорого итальянскому зрителю, Гольдони при всем при том не решился. Так сберег в своих комедиях наиболее популярные маски комедии импровизации. У него фигурируют и Панталоне, и Доктор, и Арлекин, и Бригелла, и Коломбина. Но они нечасто сохраняют ту характеристику, которую пронесли посредством два века своей истории. И та переработка типов, которую Гольдони предпринял, включив в свои комедии старые маски, всецело подсказывалась его умением чутко улавливать господствующие общественные настроения.
В 1762 году Гольдони убедился, что публика отдала предпочтение его реалистическим пьесам фантастические комедии итальянца Карла Гоцци. Воспользовавшись приглашением, переселился в Париж, где поставил своей последний спектакль «Una della ultime sere del Carnevale».
В конце жизни сочинял свои «Мемуары», которые остались одной из наиболее ярких картин итальянского быта, театрального и литературного. Давал уроки итальянского языка.
Карло Гольдони скончался 6 февраля 1793 года в Париже.
Переводы на русский
«Благодетельный грубиян, комедия из театра г. Голдония», вольный перевод с французского Михаила Храповицкого. СПб., 1772.
«Кофейная» перевод А.Н.Островского СПБ.,1872
«Слуга двух господ». Перевод М.Гальперина. М., 1930.
«Карло Гольдони. Мемуары, содержащие жизнь его и его театра. В трех томах». Перевод С. Мокульского. М., 1933.
«Комедии». Перевод А.Дживелегова. М., 1949.
«Слуга двух хозяев». Перевод А.Дживелегова. М., 1952.
«Комедии. В двух томах». Перевод А.Дживелегова, А.Островского, Л.Шапориной, Т.Щепкиной-Куперник, Н.Соколовой, М.Лозинского. М., 1959.
«Сочинения в четырех томах». Перевод А.Дживилегова, Т.Щепкиной-Куперник, С.Игнатовой, С.Мокульского. М., 1997.
«Импресарио из Смирны». Перевод Г.Киселева. М., 2009.
«Душа общества». Перевод Г.Киселева. М., 2014.
«Кьоджинские перепалки». Перевод М.Стронина// Иной ракурс. Восемь пьес в переводе Михаила Стронина. СПб., 2014. С. 7-80
«Трактирщица», Новая редакция, 2015, в переводе Валерия Попова. Личный архив.
«Конкурс женихов», Новая редакция, 2015, в переводе Валерия Попова. Личный архив.
Экранизации
1947 - «Арлекино, слуга двух господ» (Италия, режиссер Джорджо Стрелер) - фильм-спектакль по мотивам пьесы «Слуга двух господ». Второй вариант телеверсии поставлен в 1993 году.
1953 - «Слуга двух господ» - советский фильм-спектакль по одноименной пьесе Карло Гольдони.
1955 - «Арлекино, слуга двух господ» (Италия, режиссер Джанкарло Галасси Берия) - фильм-спектакль по мотивам пьесы «Слуга двух господ».
1956 - «Хозяйка гостиницы» - советский художественный фильм, комедия по пьесе «Трактирщица».
1970 - «Кофейня» (Германия, режиссер Райнер Вернер Фасбиндер) - немецкий телевизионный фильм по одноименной пьесе.
1975 - «Трактирщица» - телеспектакль, постановка одноименной комедии.
1976 - «Труффальдино из Бергамо» - музыкальная комедия по мотивам пьесы «Слуга двух господ».
1980 - «Хозяйка гостиницы» (Италия, режиссер Паоло Кавара) - комедия по мотивам пьесы «Трактирщица».
1982 - «Примите вызов, синьоры!» - советский телевизионный фильм, комедия по пьесе «Трактирщица».
1985 - «Миранда» (Италия, режиссер Тинто Брасс) - комедия по мотивам пьесы «Трактирщица».
1991 - «Осада Венеции» - советский художественный фильм, комедия по пьесе «Хитрая вдова».
В 1957 году по призыву Всемирного Совета Мира торжественно отмечен его юбилей - 250-летие со дня рождения.
Почтовая марка СССР, 1958 год.
В Италии, в том числе и Венеции, драматургу воздвигли несколько памятников.
Отец - Джулио Гольдони, врач.
Мать - Маргарита Гольдони.