Итальянская прима-балерина эпохи романтизма.
Первая исполнительница главной партии в балете «Жизель».
Каронн Адель Джузеппина Мария Гризи родилась 29 июня 1819 года в селении Висинада, Италия.С детства девочка мечтала о балете. В семь лет зачислена в школу при Ла Скала в Милане, где училась у Гийе. В возрасте десяти лет танцевала в кордебалете на сцене прославленного Ла Скала, исполняя детские роли в балете «Ипермнестра», в котором играла Благочестие, и крестьянскую девочку в «Le Mine di Polonia». В 1832 году официально дебютировала в миланском театре «Каноббиана» в балете «Семеро новобранцев».
В 1834 году Карлотта вместе с сестрой, оперной певицей Эрнестой отправилась в турне по Италии. Старшая сестра пела, младшая исполняла балетные танцы. На выступлении в Неаполе известный французский хореограф Жюль Перро увидел юную танцовщицу и заметил ее дарование. Балерина стала его ученицей, а позднее женой.
Жюль Перро поставил для своей ученицы несколько хореографических номеров, и в 1836 году танцоры отправились на выступления в Лондон, на следующий год в Париж. На сцене именовали себя как мадам и месье Перро. Также совершили большое турне по странам Европы, побывав в Лондоне, Вене, Мюнхене и Милане, где Карлотта пела и танцевала.
Дебют Карлотты Гризи в Париже состоялся в 1840 году в Theatre de la Renaissance, где пела и танцевала в опере «Зингаро». В следующем году принята в «Гранд Опера» и впервые вышла на сцену в Парижской Опере в балете «Фаворитка» Гаэтано Доницетти. Впоследствии сыграла главную роль в балете «Жизель», премьера которого состоялась 28 июня 1841 года в Королевской академии музыки в Париже. Успех стал всеобщий, превзошедший все ожидания.
Слава юной балерины стала огромной. Гризи оказалась в центре французского общественного внимания. В 1842 году французский балет привез в Лондон спектакль «Жизель», лондонская премьера состоялась на сцене Театра Её Величества. В 1843 году исполнила главную партию Пери-Лейлы в балете «Пери». Через год 9 марта 1844 года прошла премьера балета «Эсмеральда», где прима также исполнила главную роль. Затем следовали работы в балетах «Полька», «Суд Париса», которые Перро тоже ставил специально для нее.
В 1845 году Карлотта Гризи приняла участие в спектакле «Па де катр», премьеру которого посетила королева Виктория. Этот балет вошел в историю не только как признанный хореографический шедевр, но и как успешная попытка объединить на одной сцене четырех выдающихся балерин, у которых были крайне осложненные взаимной конкуренцией отношения.
С не меньшим успехом Гризи танцевала и в постановка других балетмейстеров. В балете «Пахита» Ж. Мазилье блистала с партнером Люсьеном Петипа, танцевала в балете Поля Тальони «Метаморфозы». В феврале 1846 года контракт Гризи с парижской Оперой истек и балерина, подписав контракт с римским театром «Аполло», вернулась в Италию. Последнее появление в Париже произошло в 1849 году в балете Перро «Lа Filleule de fées».
В период с 1951 по 1953 год Карлотта Гризи служила балериной в Императорском театре, где Перро являлся главным хореографом. Среди ее танцевальных работ в России: «Жизель» в Большом Каменном театре и балеты, поставленные специально для нее Жюлем «Наяда и Рыбак», «Своенравная жена», «Война женщин, или Амазонки XIX века», «Газельда, или Цыганы», «Катарина, дочь разбойника».
Затем Карлотта уехала в Польшу с крупнейшим польским магнатом князем Леоном Радзивиллом. Здесь закончила свою карьеру танцовщицы и больше к сцене не возвращалась никогда. Впоследствии обосновалась в Швейцарии, в провинциальном местечке Сен-Жан близ Женевы, и последующие сорок шесть лет провела тихо и уединенно.
Карлотта Гризи скончалась 20 мая 1899 года в возрасте семидесяти девяти лет.
«Жизель»
«Гентская красавица»
«Пери»
«Чёрт на четверых»
«Эсмеральда»
«Па-де-катр»
«Наяда и Рыбак»
«Своенравная жена»
«Война женщин, или Амазонки XIX века»
«Газельда, или Цыганы»
«Катарина, дочь разбойника»
«Красавица Ганга»
«Зелёный-зелёный»
«Венгерская хижина, или Знаменитые изгнанники»
«Амур и Психея»
«Метаморфозы»
«Пахита»