Ганский государственный деятель. Философ. Социолог. Политолог. Первый премьер-министр (1957-1960). Первый президент независимой Ганы (1960-1966). Фельдмаршал. Лидер панафриканизма. Один из инициаторов образования Организации африканского единства.
Через восемь лет Кваме окончил школу и остался там преподавать. В 1926 году его заметил ректор Педагогического колледжа из Аккры и пригласил учиться. Это стало поворотным моментом в жизни. В 1928 году, после объединения Педагогического колледжа с колледжем принца Уэльского, стал одним из первых, кого готовили к преподавательской деятельности в Ачимоте. Изучал начало высшей математики, введение в латынь, участвовал в спектаклях. Вместе с друзьями по учебе занимался игрой на народных инструментах. В последний год обучения назначен префектом, в это же время начал интересоваться ораторским искусством.
В 1930 году Кваме Нкрума окончил обучение, и его пригласили на должность преподавателя римско-католической начальной школы в Эльмине. Работая учителем, делал попытки организовать Ассоциацию учителей. Через год его назначили директором школы в Аксиме. Там начал готовиться к экзаменам в Лондонский университет, однако провалил их. Здесь же впервые встретился с Вудом, секретарем Национального конгресса Британской Западной Африки, который познакомил его с политикой и поддержал идею поехать в Америку.
Через два года Нкрума перешел преподавать в римско-католическую семинарию в Амиссано, около Эльмины. В ее стенах он всерьез задумывался над тем, чтобы стать членом ордена иезуитов и посвятить себя служению Богу. Однако желание учиться дальше одержало вверх, и Кваме начал предпринимать усилия для того, чтобы оказаться в Америке.
Кваме Нкрума подал заявление в Университет Линкольна в Пенсильвании, который являлся одним из первых учебных заведений в Соединенных Штатах, который позволял афроамериканцам получить высшее образование. Но, чтобы оказаться в Америке, сначала требовалось добраться до Англии и получить визу. На все эти поездки требовались деньги. Для того чтобы их раздобыть, добирался безбилетником на пароходе в Лагос, где жил один из его родственников, и тот согласился ему помочь. В конце октября 1935 года прибыл в Америку, опоздав на два месяца к началу курса.
Ограниченный в средствах, студент старался хорошо учиться, чтобы получать стипендию, которая могла частично покрыть его затраты. Однако приходилось и подрабатывать: Кваме работал ассистентом в библиотеке, официантом в столовой, писал за вознаграждение учебные доклады для других студентов, торговал рыбой, работал на мыловаренной фабрике. Во время летних каникул подрабатывал на морских судах дальнего плавания, пока не началась война.
Окончив заведение в 1939 году, Нкрума получил степень бакалавра экономики, социологии и богословия. Кваме хотел продолжить обучение на факультете журналистики Колумбийского университета, однако для этого у него не было средств. Более того, у него остался долг в своей альма-матер. В силу этого вынужден принять предложение остаться в университете Линкольна на должности ассистента лектора по философии.
Одновременно с преподаванием Кваме Нкрума продолжил образование. Его приняли в богословскую семинарию Университета Линкольна, также слушал курсы лекций в Пенсильванском университете по философии и педагогике. Читал много проповедей в церквях, посещал негритянские семьи. В 1942 году окончил семинарию со степенью бакалавра богословия, а в Пенсильванском университете получил степень магистра педагогических наук. Начал самостоятельно читать лекции по философии, греческой истории, истории негров. В феврале 1943 года стал магистром философии в Пенсильванском университете и готовился к экзаменам на степень доктора философии.
Нкрума принимал участие в создании Института африканских языков и культуры при Пенсильванском университете. Став членом студенческого братства «Фи-Бета-Сигма», участвовал в Движении отца Дивайна, который проповедовал идеи негритянского религиозного возрождения. Являлся организатором Ассоциации студентов-африканцев США и Канады.
За время пребывания в США Кваме проникся идеями Маркуса Гарви. Особое впечатление на него произвела книга Гарви «Философия и взгляды Маркуса Гарви». Вступил в обширную переписку с троцкистскими теоретиками Джеймсом Л. Р. Сирилом, Раей Дунаевской, Грейс Ли Боггс. Установил контакт с такими организациями как «Совет по африканским делам», «Африканский комитет», «Комитет войны и мира». Его интересовали принципы работы подобных организаций, их эффективность. Именно в Соединенных Штатах у него оформляются идеи о необходимости освобождения от колониального строя в Африке.
В 1945 году Нкрума покинул Америку, получив при этом в родном университете титул «наиболее выдающегося преподавателя года». Два года жил в Великобритании. Целью переезда являлось изучение права и окончание докторской диссертации по философии. Кваме записался в юридическую школу при судебном инне Грейс-Инн, посещал Лондонскую школу экономики, где встретился с профессором Гарольдом Ласки, читавшим лекции по политической науке. Первоначально собирался провести исследовательскую работу в области этнофилософии, однако увлекся новой в то время теорией познания. Ей стал заниматься под руководством профессора Альфреда Джулса Айера.
Параллельно с учебой Кваме активно участвовал в политической жизни. Сразу же после приезда вступил в Союз студентов Западной Африки и скоро стал вице-президентом. Под его руководством Союз развился в весьма активную организацию, занимающуюся помощью приезжающим на обучение африканцам и ведущую пропагандистскую работу с целью улучшения условий жизни в Западной Африке.
В этот период произошло знакомство с Джорджем Падмором. Совместно с ним, а также с Маконненом и Питером Генри Абрахамсом подготовлен V Панафриканский конгресс, прошедший в Манчестере в октябре 1945 года. Коллеги проделали огромную работу по организации мероприятия, на конгресс удалось собрать десятки человек со всего мира. Программой конгресса стал африканский национализм, приняты две декларации, автором одной из которых, о политической свободе и экономическом прогрессе, выступил Нкрума. После окончания конгресса создан Рабочий комитет для осуществления принятой программы. Председателем комитета выбран доктор Дюбуа, а Кваме назначен генеральным секретарем.
Вскоре создан Западноафриканский национальный секретариат, которому предназначалась роль организаторского центра панафриканизма. Нкрума стал его секретарем. Программа Секретариата призывала «бороться за полное освобождение всей Западной Африки». Западная Африка, как наиболее развитый в экономическом и политическом отношении регион, должна была стать плацдармом для освобождения от колониализма остальной Африки.
Организованный Падмором и Нкрумой «Кружок» задумывался как тайное общество для подготовки «революционного авангарда» в борьбе за создание «Союза Африканских Социалистических Республик». Национальный секретариат становится известен по всему миру, и Кваме решает выпускать газету - «New african», первый выпуск которой вышел в марте 1946 года.
Кваме Нкрума бросил диссертацию и изучение права, так как политическая жизнь поглотила его целиком. Национальный секретариат организовывал множество митингов и демонстраций, занимался проблемами африканских рабочих в Англии.
В это время на родине Джозеф Данква создал Объединенный конвент Золотого Берега - политическую партию, поставившую себе целью достижение независимости страны. Однако у партии не получалось стать руководящей силой для народа. Кваме получил приглашение занять пост генерального секретаря организации. Понимая, что этот шаг будет иметь огромное значение в его жизни, некоторое время колебался, считая, что конвент не подходит для реализации его замыслов. Однако на заседании Западноафриканского национального секретариата принято решение принять предложение.
В 1947 году Кваме Нкрума вернулся на родину, создал Объединенный конвент Золотого Берега и занял пост генерального секретаря. Однако в 1948 году произошел разрыв с этой организацией. В 1949 году основал Народную партию конвента и выдвинул лозунг «Независимость немедленно!». Добиться поставленной цели предполагалось реализацией программы «позитивного действия», которая предусматривала «законное применение забастовок, бойкота и несотрудничества на основе принципа полного ненасилия, каким пользовался Ганди в Индии».
Нкрума несколько раз арестовывался за организацию забастовок и демонстраций. С 1950 по 1951 год находился в тюрьме.
В 1951 году состоялись первые выборы в Законодательное собрание, которые принесли победу Народной партии конвента. В результате Нкрума уже на следующий день после выборов, 9 февраля, освобожден из тюрьмы. Его встречали как вождя. Толпа донесла его до машины на руках. В тот же день заявил, что «не испытывает ни малейшей неприязни к Британии». Колониальные власти были приятно удивлены его миролюбивым тоном. На следующее утро приглашен в резиденцию губернатора, откуда вышел «главой теневого кабинета министров».
Два раза, в 1954 и 1956 годах, партия Нкрумы выигрывала всеобщие выборы в условиях жесткой конкуренции, а подчас и террора со стороны противников, главным из которых являлся Кофи Бусиа.
После провозглашения независимости Ганы в составе Содружества 6 марта 1957 года Нкрума стал премьер-министром. В том же году занял пост министра иностранных дел. К моменту обретения независимости Гана обладала одной из самых развитых экономик в Тропической Африке: развитой товарный сектор, доход на душу населения на уровне Мексики, наиболее развитые системы образования и здравоохранения и солидным валютным запасом.
Гана стала республикой 1 июля 1960 года, а Кваме Нкрума избран президентом. С 1961 года являлся генеральным секретарем и пожизненным председателем Народной партии конвента.
Будучи лидером панафриканизма, Кваме предоставлял помощь национальным движениям других африканских стран. На территории Ганы проходили боевую и политическую подготовку борцы за свободу многих африканских колоний. Выдвинул идею создания «Соединенных Штатов Африки», которые должны стать радикальным средством деколонизации. По его инициативе создан союз Гана-Гвинея как «ядро Союза африканских государств». В 1960 году к союзу присоединилось Мали. Являлся одним из инициаторов образования Организации африканского единства.
Вечером 1 августа 1962 года на Нкруму, который возвращался в Аккру со встречи с президентом Верхней Вольты Морисом Ямеого, совершено покушение. В деревне Кулунгугу во время его встречи с группой школьников взорвалась бомба, спрятанная в букете цветов. Президент не пострадал. В организации покушении обвинили министра иностранных дел Эбенезера Ако-Аджея, министра информации Тавиа Адамафио, исполнительного секретаря партии Кофи Краббе, а также Джозефа Яау Ману и Роберта Бенджамина Очере.
В 1964 году введена однопартийная система, а Кваме Нкрума провозглашен пожизненным президентом. Политика стала иметь социалистическую ориентацию, взят курс на модернизацию экономики путем развития преимущественно государственного сектора. В государственную собственность перешли торговый флот, связь, гражданская авиация, большинство западных горнорудных компаний, часть крупных торговых фирм. Введена монополия внешней торговли, созданы крупные государственные банки. Форсированными темпами создавались сельскохозяйственные кооперативы и госхозы.
Результатом подобной политики стала убыточность госпредприятий, провал насаждаемой сверху кооперации крестьянства, огромные затраты на сооружение престижных объектов, дефицит товаров, повышение цен и налогов. У многих ганцев социализм стал ассоциироваться с лишениями, невыполненными обещаниями власти, отсутствием гражданских свобод. Одним из немногих успешных проектов являлся гидроэнергетический комплекс на Вольте, который вступил в строй в 1965 году. Однако Нкруме не удалось добиться от западных инвесторов, чтобы алюминиевый завод работал на ганском глиноземе, хотя залежи бокситов для его производства находились недалеко от плотины. Бокситы приходилось ввозить из-за границы и платить за них твердой валютой.
Ошибки в экономической политике и снижение мировых цен на какао-бобы привели страну к финансово-экономическому кризису. Во время визита в Пекин, Квама Нкрума 24 февраля 1966 года в результате военного переворота оказался смещен. Свержение президента повлекло за собой череду военных переворотов и новых диктаторских режимов. Одним из результатов переворота стал отказ от социалистической ориентации Ганы.
После переворота Нкрума больше уже никогда не возвращался в Гану. Попросил политического убежища в Гвинее, где и остался по приглашению ее пожизненного президента Ахмеда Секу Туре, провозглашен вице-президентом. В последние годы жизни много времени отдавал теоретической деятельности, опубликовал несколько книг, где пытался указать пути решения проблем, испытываемых Африкой того времени.
В августе 1971 года Квама Нкрума вылетел на лечение в Бухарест, где умер от рака кожи 27 апреля 1972 года в возрасте шестидесяти двух лет. Похоронен в родной деревне. Позднее останки перенесены в столицу страны Аккру.
Международная Ленинская премия «За укрепление мира между народами» (1962)
Орден «За заслуги перед Итальянской Республикой»
Орден Компаньонов О. Р. Тамбо
Почетный доктор ряда университетов: Московского, Каирского, Краковского и других
Труды Квамы Нкрумы
Negro History: European Government in Africa // The Lincolnian, April 12, 1938, p. 2 (Lincoln University, Pennsylvania)
Ghana: The Autobiography of Kwame Nkrumah (1957)
Africa Must Unite (1963)
African Personality (1963)
Neo-Colonialism: the Last Stage of Imperialism (1965)
Challenge of the Congo / Вызов Конго (1967)
Axioms of Kwame Nkrumah (1967)
African Socialism Revisited (1967)
Voice From Conakry / Голос из Конакри (1967)
Axioms of Kwame Nkrumah / Аксимомы Кваме Нкрумы (1967)
Handbook for Revolutionary Warfare / Руководство по ведению революционной войны (1968)
Dark Days in Ghana / Чёрные дни в Гане (1968)
Consciencism: Philosophy and Ideology for De-Colonisation (1970)
Class Struggle in Africa / Классовая борьба в Африке (1970)
The Struggle Continues (1973)
I Speak of Freedom (1973)
Revolutionary Path (1973)
Память о Кваме Нкрумы
Сериал «Корона», Великобритания-США, 2 сезон, 2017. В роли - Дэнни Сапани
Памятник, мавзолей и мемориальный парк в честь Квамы Нкрумы в Аккре