Выдающийся французский ученый. Художник. Химик и изобретатель. Один из создателей фотографии. Его имя внесено в список величайших ученых Франции, помещенный на первом этаже Эйфелевой башни. Был также известен как танцор, канатоходец, театральный художник.
Луи Жак Манде Дагер родился 18 ноября 1787 года в городе Кормейль. Мальчик вырос в семье судебного исполнителя. В возрасте тринадцати лет, отец отдал его учеником к архитектору, а в шестнадцать, отправил сына в Париж в ученики при мастерской Деготти: театрального живописца-декоратора «Гранд Опера». В роли художника-декоратора Дагер добился колоссальных успехов.
В 1816 году молодой Луи Дагер о фотографии еще и не думал, а работал главным художником театра «Амбипо-Комик», пользовавшегося большим успехом среди мелкой буржуазии, представители которой ценили пьесы за яркость и зрелищность. Благодаря своему природному таланту и полученным практическим знаниям световых эффектов и механизма сцены Луи Дагер заслужил признание театральных критиков и публики. Однако на этих достижениях художник-декоратор, будучи человеком честолюбивым и жаждущим славы, не остановился.
Вероятно, осознание востребованности своего таланта декоратора и подтолкнуло Дагера к идее создания собственных зрелищ. В 1822 году Луи вместе со своим компаньоном, художником Шарлем Бутоном создает в Париже диораму. Панорамы, изобретенные в конце XVIII столетия, стали уже популярны. Но они были неподвижны и по зрелищности не могли сравниться с творением Дагера.
Открытие первой диорама по проекту Дагера состоялось в специальном павильоне в Париже 11 июля 1822 года, а позже Луи создал ее аналог и в Лондоне. Диорама состояла из изображений на полупрозрачном полотне, с двух сторон которого писали дневной и ночной сюжеты картины. Это полотно можно было осветить спереди и сзади через огромные окна, которые были перекрыты прозрачными подвижными экранами, или светофильтрами. Полотна диорамы являлись огромного размера: 22 метра длиной и 14 метров высотой. Благодаря системе зеркал, фонарей и штор можно было выделять отдельные сцены, высвечивая определенный участок диорамы, а также менять изображения. Зрители оказались в восторге от этого «волшебного» зрелища.
Для полотен диорамы Дагер делал зарисовки с натуры, используя камеру-обскуру. Луи задался целью закрепить изображения, получаемые на стекле. Однажды, художник узнал от оптика Шевалье, делавшего для него камеры-обскуры, что в одном провинциальном городке живет Нисефор Ньепс, который занимается решением той же задачи. В январе 1826 года Дагер написал изобретателю письмо, предлагая объединить усилия для воплощения общей идеи в жизнь. Однако Ньепс не сразу решился выдать Дагеру все секреты своих экспериментов. Ученые встретились лишь спустя год, а партнерами стали только в 1829 году, когда между ними произошло заключение контракта. Тогда и началось сотрудничество Ньепса и Дагера: людей, благодаря которым мир увидел фотографию.
Процесс, созданный Нисефором Ньепсом, являлся актуален лишь для копирования гравюр. Дагер же считал своей целью добиться создания портрета, который, по его мнению, потрясет публику. В 1823 году Луи оборудовал лабораторию, где начал заниматься фотографическими экспериментами. Сначала приступил к совершенствованию камеры-обскуры. В качестве объектива использовал в ней перископическую линзу Уильяма Волластона. Также изобретатель экспериментировал со светочувствительными химическими веществами, не известными Нисефору Ньепсу.
Дагер быстро освоил метод Ньепса и пытался внести в него какие-либо изменения. После 11 лет экспериментов в 1837 году изобретатель наконец добился результата. Процесс, придуманный Дагером, состоял из нескольких этапов. Посеребренная медная пластина пропитывалась парами йода, в результате чего образовывался тончайший слой светочувствительного йодистого серебра. Затем она помещалась в камеру-обскуру и экспонировалась ярким солнечным светом в течение 15-30 минут, после чего скрытое изображение подлежало проявке и закреплению. Пластина помещалась над контейнером с ртутью, нагретой спиртовой лампой до 65 градусов по Цельсию. После того как на поверхности серебра появилось изображение, пластину помещали в холодную воду, а затем фиксировали раствором тиосульфата натрия.
Таким способом получался позитив: единственная фотография, которую ее изобретатель назвал дагеротипом. Рисунок на пластинке трудно рассмотреть, так как неприятно поражал зеркальный блеск изображения. К тому же изображение оказалось очень непрочным, легко стиралось при малейшем прикосновении. Помимо этого невозможным было сделать несколько экземпляров пластины, однако метод позволил избавиться от работы, как художника, так и гравера. Кроме того, фотографии Дагера представляли собой именно фото, а не что-то переходное. Также, француз является первым, кто 2 января 1839 года впервые сделал фотографию спутника Земли: Луны.
Луи рассказал о своем изобретении известному физику и астроному того времени Доминику Франсуа Араго, который 7 января 1839 года представил доклад об изобретении Дагера в Парижской академии наук и предложил правительству Франции купить на него патент. Этот день в истории стал днем рождения фотографии.
Позже, ученые усовершенствовали процесс Дагера. Сам же изобретатель после публикации сведений о способе получения изображений в историю фотографии ничего нового не внес. Луи Жак Манде Дагер оставшуюся жизнь прожил в уединении в местечке Бри-сюр-Марн недалеко от Парижа, получая премию от правительства. Несмотря на то, что поначалу люди побаивались делать дагерротипы, опасаясь, что таким образом можно украсть душу, жажда нового очень скоро поборола страх, и его изобретение обрело огромную популярность.
Изобретатель фотографии Луи Дагер скончался 10 июля 1851 года в Бри-сюр-Марн.
Орден «За заслуги»
В 1935 году Международный астрономический союз присвоил имя Луи Дагера кратеру на видимой стороне Луны.
Его имя внесено в список величайших ученых Франции, помещенный на первом этаже Эйфелевой башни.